Принято считать, что эпоха финансовых пирамид закончилась в России в 90-х годах. Случай с надувательством «чернобыльцев» из КБР, ставших жертвами местной «Властилины», говорит, что это не так. В России, в частности в Кабардино-Балкарии, великие комбинаторы по-прежнему живут и процветают. Безнаказанности им часто прибавляет чиновничья «корочка». «Чернобыльская Властилина» из КБР по имени Лера Алхасова в прошлом была ответственным сотрудником республиканского Минздрава.
Суть дела такова. В 2010 году к нуждающимся чернобыльцам КБР обратилась некая Лера Алхасова, бывший чиновник республиканского Минздрава. Акцентируя внимание на своей близости к властным кругам, женщина пообещала ликвидаторам помощь в получении компенсаций за увечье через суд. Алхасова обрисовала инвалидам ход своих действий. Как уполномоченный чиновник, она вместе с чернобыльцем подает иск в суд о получении компенсационных выплат, выступает посредником-поручителем перед судьями и добивается решения суда в пользу истца. За свои услуги Алхасова запросила 50 процентов от каждой выигранной компенсации.
Многие чернобыльцы согласились на условия Алхасовой и понесли ей все нужные документы и доверенности на ведение их дел. После этого чиновница отнесла собранные документы в суд Нальчика, где потом по чернобыльским искам был инициирован ряд процессов. Как ни странно, решение судей в большинстве случаев было в пользу ликвидаторов. Каждому чернобыльцу, в зависимости от группы инвалидности, было присуждено от одного до полутора миллионов рублей. Половину полученных денег те отдавали Алхасовой буквально в руки. В «Связь-банк», где, по совету Алхасовой, инвалиды-истцы открывали счета, потом приходил человек, который говорил, что «он от Алхасовой», забирал деньги «под честное слово» и уходил. То, что оставалось, ликвидаторы принимались тратить на свои неотложные нужды. 500-600 тысяч для чернобыльцев казались запредельной суммой.
Люди благодарили Алхасову и справедливых судей до тех пор, пока осенью 2012 года к ним не стали поступать уведомления от приставов с формулировкой: решения суда незаконны, чернобыльские компенсации нужно вернуть целиком, до копейки. Вскоре к людям стали приходить приставы. Так как у большинства денег уже не было, в ход пошла опись имущества и выселение из квартир. Одну 77-летнюю бабушку выставили с вещами на мороз. Закон суров, но это закон.
Верховный суд КБР решил, что выигранные иски были «следствием судебной ошибки». «Понятие "возмещение морального вреда" появилось в гражданском кодексе спустя пять лет после аварии на ЧАЭС, а поскольку закон обратной силы не имеет, то компенсации чернобыльцам не положены», - говорилось в решении ВС КБР. Проштрафившиеся нальчикские судьи были сняты с должности, Алхасова с деньгами исчезла, а ликвидаторы принялись ходить по инстанциямв поисках правды. Как сообщает Союз «Чернобыль» КБР, на данный момент от нервных переживаний умерло трое инвалидов. Остальные находятся в состоянии сильнейшего нервного потрясения.