Премьеры и главы МИД Белоруссии и России накануне нашли общий язык. Москва заверила партнера по союзному государству, что не торопит с признанием Абхазии и Южной Осетии, не связывает с этим вопросом запрет на белорусскую продукцию, а кредит Минску выдаст из средств создающегося антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Вылетая в Москву на заседание межгосударственного совета ЕврАзЭС, белорусский премьер Сергей Сидорский попросил своих соотечественников «прекратить словесные баталии по поводу поставок молочной продукции» и в рабочем порядке решать вопросы, поставленные Роспотребнадзором. Смена гнева, которым были наполнены предыдущие высказывания главы государства Александра Лукашенко, на милость Сидорского пошла на пользу двусторонним отношениям.
С начала июня «батько» только и делал, что возмущался поведением союзного партнера. Сначала он заявил, что Москва шантажирует его, требуя признать независимость Абхазии и Южной Осетии в обмен на 500 млн долларов - последнего транша уже выданного двухмиллиардного кредита.
Впрочем, министр финансов России Алексей Кудрин, по сообщению Прайм-ТАСС, отказал Беларуси только в рублевом кредите на 100 миллиардов. По выделению кредита в долларах, которыми Беларусь хочет пополнить свои золотовалютные резервы, Россия намеревалась продолжать переговоры
Да и с признанием Абхазии и Южной Осетии официально торопил белорусов только спикер Госдумы Борис Грызлов, в середине мая наведавшийся в Сухум. «Мне кажется, что слишком долго готовится Белоруссия к этому вопросу. Я понимаю, что никто не должен подталкивать, но по тем срокам, которые назывались, а назывался апрель месяц, признание так и не произошло», - только и сказал парламентарий, напомнив о ранее данном Лукашенко обещании.
Вдруг Лукашенко припугнул, что если Москва присоединит Белоруссию, то получится в лучшем случае «вторая Чечня». Так болезненно он воспринял критику министра финансов России, который необдуманно назвал суверенитет Белоруссии тяжким бременем для нее, ибо она «являясь самостоятельным регионом, несет больше издержек, чем российские регионы». Но, по мнению Александра Григорьевича, не Кудрина ума дело, как белорусам лучше тратить деньги. Министр, по словам Лукашенко, «консолидировался с нашими отморозками (так он в сердцах назвал радикальную оппозицию - Ред.), которые здесь на западные деньги вякают и начинают нас учить работать».
Потом Лукашенко обвинил Россию в желании подмять под себя белорусский молочный бизнес. Будто бы в российском правительстве ему прямым текстом сказали: «Молоко не будем у вас покупать, пока не отдадите молокоперерабатывающие заводы». Эту версию и сейчас тиражирует со ссылкой на экспертов газета «КоммерсантЪ». Ну и чтобы продемонстрировать, как сильна обида Лукашенко на Россию, он пообещал круто развернуться лицом к Западу.