На фоне заявлений Михаила Саакашвили о том, что Грузия не нуждается в российском рынке для сбыта своей винной продукции, начали происходить странные события.
С одной стороны, лидер Сакартвело постоянно хвастается популярностью грузинских вин за рубежом и намекает на внушительные прибыли от импорта. Но крестьяне нынче то и дело сталкиваются с проблемами при сдаче винограда на перерабатывающие предприятия. Люди в панике, ведь урожай гниет на глазах, а вместе с ним исчезают и надежды прокормить семью. Вот какое совпадение: объем производства снижается, и скоро президентская ложь о том, что Грузии нечего везти в Россию, станет правдой.
Последние вести с ртвели огорчают. Жители села Архилоскало Дедоплисцкаройского района жалуются: сорт ркацители нигде не берут. "Мы были на нескольких винзаводах, в том числе на Цнорском винзаводе, который ближе всего к нам, но виноград там не приняли. Сказали, что у винограда низкая сахаристость, а на самом деле сахаристость составляет 22-23 процента", - возмущается один из селян.
По мнению крестьян, переработчики шантажируют их, чтобы сбить цены. Такая тенденция прослеживается - и не в одном районе. Вот пример ярче некуда: село Патардзеули Сагареджойского района, хороший урожай, собрано 800 тонн. Завод назвал свою цену - 33 тетри (20 центов) за килограмм, но возьмет только 120 тонн. Куда девать остальное?
С каждым днем шансы пристроить виноград уменьшаются, и скупщики это прекрасно знают, но бросать своих сограждан в беде не стесняются. А чиновники закрывают на все глаза и устраивают тематические "урожайные" праздники для прессы. Загляните сейчас в ленты новостей - и легко отличите пропрезидентские СМИ. В них царят радость и ликование, репортажи с праздничных мероприятий и пропагандистские выкладки цифр, по традиции не имеющих никакого отношения к реальности.
А ведь фактически республика переживает кризис. Правительство - по крайней мере, на словах - считает сельское хозяйство одной из важных отраслей национальной экономики. Наверняка тбилисским чиновникам очень не хочется об этом говорить, но выбора у них нет. При СССР на территории Грузии работали промышленные предприятия, но, как и большинство бывших "сестер", она воспользовалась независимостью как возможностью все разорить и распродать.
Американские спонсоры подсадили Сакартвело на дармовые деньги, взамен которых вроде бы требовалось только одно - проводить определенную внешнеполитическую линию. Но ситуация изменилась: в США кризис, им не до помощи меньшим братьям, которые к тому же перестали быть нужными. Теперешних подаяний и кредитов хватает, чтобы озолотить элиту и прикрыть дыры в бюджете пропагандистской дерюжкой.
Виноградный бунт в Сакартвело.
Даже в такой ситуации Михаил Саакашвили органически не способен пойти на экономическое сближение с Москвой. Российский капитал скупает в Грузии все, в чем заинтересован - благо тамошние "экономисты" мать родную продать готовы. Но президент упорно отказывается отождествлять деньги со страной, откуда они текут. Особенно когда речь заходит о вине.
Грузинские вина после введения эмбарго стали символом разрыва отношений между Москвой и Тбилиси. В нынешнем году Кремль сделал шаг навстречу соседям - устами Геннадия Онищенко напомнил им о том, что для возвращения на российский рынок надо лишь оформить заявку и сопутствующие документы. Контрагент поспешил заявить, что Россия издевается и завернет заявку либо сразу же, либо чуть позже - по первому же требованию властей. Поразительно: Саакашвили и его команда обожают провокации, ловко превращают любую информацию в антироссийскую, но упустили такой великолепный шанс. Могли бы малой кровью доказать свою правоту - если уж они в ней так уверены.
Безусловно, политическая составляющая в "винном вопросе" есть, как и во всех вопросах, которые еще остались между Россией и Грузией. Отрицать этот факт - все равно что делать вид, будто в переговорах по ВТО Тбилиси требует от Москвы только лишь соблюдения условий самой организации. Или называть "чистой дипломатией" борьбу сотрудников внешнеполитических ведомств за и против признания Абхазии и Южной Осетии. Или разорять собственный народ, из ненависти к северному соседу обрекая на уничтожение урожай винограда. Это непрофессионально (а Саакашвили все-таки считается профессиональным политиком).