Россия и Грузия подписали документ, благодаря которому Москве открывается путь во Всемирную торговую организацию. Это соглашение поистине выстрадано отечественной дипломатией в тяжелой и изнурительной борьбе с Тбилиси, который сделал все возможное, чтобы получить от ситуации максимум политических дивидендов.
Условия уникального консенсуса, придуманного швейцарцами, пытается осмыслить целая армия разных экспертов и политиков. Ибо в международной практике никогда не происходило ничего подобного.
Зеленый свет на пути России в ВТО наконец загорелся. После того как произошло подписание соглашения с Грузией, которая сама вошла в эту организацию в 2000-м году, все остальные технические шаги будут проходить в экспресс-режиме, так, чтобы до конца года страна смогла стать членом Всемирной торговой организации.
Согласно условиям, претендующая на присоединение к ВТО страна не должна иметь никаких спорных вопросов ни с кем из действующих членов организации. В данном случае Грузия оказалась почти непреодолимым препятствием для России. Какие отношения между двумя странами, знают все. Претензии, которые предъявляет Тбилиси к Москве, тоже для большинства не секрет. Но одна из них отложила перспективу членства России в ВТО на целых шесть лет. Речь идет о пограничных территориях. Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии и называет границы с ними "российско-абхазской" и "российско-осетинской" соответственно. Грузия же попробовала за счет вступления России в ВТО реализовать мечту последних двух десятилетий - выставить своих таможенников на границах республик с Россией, на пунктах Псоу и Рокский тоннель. Но как сделать это, если сами территории не контролируются грузинскими властями? Единственный вариант - выставить их на российской стороне. В общем, Россия могла добраться до ВТО только через уступки Тбилиси, а значит, через грандиозный провал своейкавказской политики.
Выход из тупика придумали швейцарцы. В умных головах дипломатов, которые ныне посредничают между Москвой и Тбилиси, родилась уникальная конструкция, аналогов которой нет нигде в мире. Они предложили выставить на границах не грузинских таможенников, а международных наблюдателей. Наблюдатели будут швейцарцами, технически обеспечивать мониторинг будет частная швейцарская компания. На отшлифовку идеи ушло нескольких месяцев, когда посредникам пришлось раз десять поездить между Женевой, Тбилиси и Москвой, обсуждая разные пункты соглашения.
И вот документ подписан. Но еще за несколько дней до этого проект вызвал ажиотаж в экспертных и политических кругах. Причем швейцарская схема настолько эксклюзивна, что эксперты оказались неспособны прийти к единому мнению относительно того, кто выиграл, а кто проиграл по результатам всей этой истории. И действительно, уникальность этого соглашения заключается в том, что его можно интерпретировать как угодно - и как оглушительную победу российской дипломатии, и как успешный грузинский реванш и, соответственно, поражение Москвы. В нем можно найти плюсы и минусы для любой из сторон, которые прямо или косвенно имели отношение к вопросу.
Займемся расшифровкой "кода ВТО". Итак, технические нюансы. Создается мониторинговый коридор, одна часть которого находится на российской стороне, другая - на грузинской. Речь, естественно, о границах с Абхазией и Южной Осетией. На территории самих недавно признанных республик международных наблюдателей не будет. Но это и понятно. Кто бы их туда пустил.