Мы также предложили синхронизировать работу экспертных групп с переговорами в формате "5+2". Поясню для ваших читателей. В условиях, когда официальные переговоры между Тирасполем и Кишиневом прекратились, а затем и политические консультации на уровне официальной дипломатии взяли паузу, фактически вести диалог удавалось на уровне межведомственного взаимодействия, которое в итоге институционализировалось в "экспертные группы". В двустороннем формате эксперты-представители министерств и ведомств Приднестровья и Молдовы встречались для обсуждения проблемных областей. Это образование, медицина, железнодорожное сообщение и ряд иных. Работа, увы, велась малоинтенсивно. И сегодня мы предлагаем не просто сохранить этот весьма полезный формат, но и стабилизировать его, дисциплинировать, сделав его подотчетным и подконтрольным переговорному дипломатическому формату.
- Каковы тенденции во взаимоотношениях Приднестровья и стран Евросоюза?
- Евросоюз все шире вовлекается в различные процессы в Республике Молдова. Не секрет, что сегодня объем помощи, которую оказывает ЕС Молдове, выше только того объема, что выделяется Пакистану. Еще при прежнем руководстве республики (при И. Смирнове) ЕС реализовал на территории Приднестровья ряд дорогостоящих и очень важных проектов области здравоохранения. Сегодня выдвигается ряд новых инициатив по реализации проектов в области образования, здравоохранения, решения инфраструктурных проблем. Сейчас эти инициативы изучаются, ведутся переговоры.
Кроме того, ЕС является наблюдателем в переговорах, и это во многом позволяет избежать появления и многократного тиражирования мифов и страшилок о Приднестровье. Мы высоко это ценим. У европейцев есть больше возможностей видеть и понимать, как и чем живут в Приднестровье, и не воспринимать нас как одну из основных угроз безопасности на границах ЕС, как было еще некоторое время назад. Разрастающаяся бедность - это наша общая с Молдовой болезнь, и она несет в себе не меньше опасностей, чем неурегулированность конфликта. Кроме того, за 20 лет и в Приднестровье, и в Молдове выросло новое поколение людей, рожденных уже после вооруженного конфликта, и с их мнением нужно считаться.
- Насколько удачен, на Ваш взгляд, был внешнеполитический курс ваших преемников?
- Оба моих преемника служили в очень сложных условиях, которые, увы, не легче и сейчас. Для меня очень ценен их опыт и тот вклад в развитие приднестровской дипломатической службы, который они внесли. Сегодня вместе с этими уважаемыми мною дипломатами я являюсь членом недавно созданного Президентом ПМР Консультативного совета по международным делам. Надеюсь, что на этой новой площадке нам удастся плодотворно взаимодействовать и обмениваться опытом и мнениями.
Беседовал