Иран предлагает создать свободную экономическую зону в Дагестане. Соответствующий вопрос обсуждался 10 апреля в ходе встречи чрезвычайного и полномочного посла Ирана в России Сейеда Махмуда Реза Саджади с врио президента Дагестана Рамазаном Абдулатиповым. В пресс-службе главы республики пояснили, что решение о создании свободной экономической зоны будет приниматься на федеральном уровне - врио президента пока лишь обозначил заинтересованность в проекте. В свою очередь эксперты выражают опасения, что в результате реализации предложенной инициативы Дагестан превратится в рынок сбыта иранской продукции.
"Серьезным импульсом для развития взаимоотношений между Ираном и Дагестаном, по мнению Сейеда Махмуда Реза Саджади, может стать придание Дагестану статуса главного логистического центра для продвижения товаров из Ирана. Потому что именно экспорт иранской продукции в Россию через Дагестан как наземным, так и морским транспортом является наиболее выгодным для бизнесменов Ирана. В этой связи чрезвычайный и полномочный посол Ирана в России поднял тему возможности создания на территории республики свободной экономической зоны, а также преференций для реализации продукции иранских товаропроизводителей на территории Дагестана", - сообщает РИА "Дагестан". "Если такой логистический центр будет создан, бизнесмены увидят в России привлекательный, уверенный рынок, и это приведет к тому, что со временем иранский бизнес начнет создавать предприятия по производству того или иного товара в Дагестане", - передает агентство слова посла.
"Иранский посол предложил создать площадки для свободной экономической зоны, - поясняет в интервью BigCaucasus пресс-секретарь врио президента Дагестана Магомедбек Ахмедов. - Речь идет о неких локальных точках: Махачкалинский морской порт, железная дорога... Предлагается создать условия, чтобы люди могли со своими товарами активно выходить на рынок. Признаться, эта тема не толковалась расширенно, но посол отметил, что в Астрахани имеется более 200 российско-иранских бизнес-единиц. В Дагестане, насколько я знаю, таких фирм десяток-полтора, не больше. Иранцы хотят активизировать сотрудничество. В частности, их привлекает наш морской порт, потому что он работает круглогодично, здесь есть инфраструктура, рядом находятся железная дорога и автомобильная трасса".
"Президент нашей республики сказал, что нам это интересно, мы обязательно изучим вопрос и предложим рассмотреть его на федеральном уровне, так как принимать решения о создании свободных экономических зон - прерогатива Центра, - продолжает Ахмедов. - Вместе с тем президент заметил, что сотрудничество должно быть взаимовыгодным, и если мы будем создавать какие-то производственные предприятия, то там обязательно должна быть дагестанская доля. Посол согласился с этим замечанием".
Бывший член экономического совета при президенте Дагестана, ныне сотрудник Института проблем рынка РАН Михаил Чернышев, посетовав на недостаточность информации, отметил, что предложения Ирана, если судить о них по сообщениям СМИ, малопривлекательны для республики. "Насколько я понимаю, речь идет о некой логистической зоне по обработке дагестанских грузов, - говорит Чернышев в интервью BigCaucasus. - Но такая зона уже существует в Астрахани, через нее иранские грузы, в основном продовольствие, поступают на российский рынок. Экономически логистика через Астрахань выгоднее. Российско-иранская торговля имеет не очень большую номенклатуру по товарным позициям. Все, что вывозится в Иран, поступает из-за пределов республики, как правило, из центральных регионов России. В первую очередь это черные металлы и древесина. Иран поставляет нам продукцию сельскохозяйственного назначения. Причем разница в грузопотоке примерно десять к одному: тоннаж грузопотока из России в десять раз превышает иранский. Здесь уже налажены определенные пути поставок, и как это все предлагается состыковать в логистическим центром в Махачкале - не очень понятно. По сути, мы получаем вместо дешевого водного пути от иранских портов до Астрахани перегруженный участок до Махачкалы, подразумевающий к тому же необходимость доставлять далее товар в российские регионы железнодорожным транспортом. Это нерентабельно. Поэтому проект создания логистического центра нуждается в четких обоснованиях по грузопотокам и товарным позициям".
"Не совсем приемлемым проектом" называет Чернышев и идею создания свободной экономической зоны. "Из сообщений СМИ следует, что свободная экономическая зона предполагает некие преференции для реализации товаров иранского производства в Дагестане. Такая позиция для российской стороны невыгодна. Превращать Дагестан в рынок сбыта иранской аграрной продукции, причем на льготных условиях - это, мягко говоря, неправильно, хотя бы потому, что такой подход противоречит установкам по ВТО и Таможенному Союзу. Так что, как минимум, этот вопрос требует более подробного обсуждения", - заключает эксперт.
Между тем заведующий отделом структурных преобразований экономики региона Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Сергей Дохолян считает идею создания свободной экономической зоны "неплохой", однако подчеркивает, что в первую очередь нужно выяснить, кому это выгодно. "Не обладая полной информацией, остается только догадываться, по каким направлениям будет вестись работа, в каких целях вообще создается эта зона и так далее. Сейчас можно лишь сказать, что в России свободные экономические зоны имеют неоднозначную оценку. Создаются они из благих побуждений - для развития территорий, но, к сожалению, очень быстро криминализируются. Так что многое здесь будет зависеть от деталей. Но, в принципе, идея неплохая - почему бы и нет?" - резюмирует Дохолян в интервью BigCaucasus.