В Абхазии в эти дни отмечают 70-летие со дня рождения Юрия Воронова - ученого с мировым именем. Один из лучших кавказоведов своей эпохи, исключительно яркий политик и оратор осенью 1995 года был застрелен киллерами на пороге собственной квартиры. Сейчас в его адрес произносится много патетических речей - о достижениях, вкладе в науку. А за организацию убийства Воронова так никто и не ответил. Хотя один из его убийц спокойно живет в Тбилиси.
В Абхазии теперь не принято искать во всех нераскрытых преступлениях грузинский след. Но убийство Воронова в сентябре 1995 года - как раз тот случай, когда все дороги ведут в Тбилиси. Собственно, главным аргументом в пользу этой версии является ключевое обстоятельство, установленное следствием: совершив преступление, исполнители - братья Цвижба - бежали в Грузию. Говорят, много лет после этого они спокойно жили в
Враги у ученого имелись - в Грузии. Этот бессребреник, всю жизнь проведя на археологических раскопках, встал как кость в горле у грузинских "коллег", партийных идеологов и их московских покровителей. Поэтому убийство Юрия Воронова было политическим, никаких иных мотивов тут просто не усмотреть. Про корыстные мотивы преступников и говорить нечего: все, что удалось скопить этому потомственному дворянину за всю жизнь, - горы книг, неопубликованных научных трудов и неразобранных архивов. Из грузино-абхазской войны он вышел абсолютно нищим, все его имущество было разграблено и уничтожено. Целый год потом, занимая пост вице-премьера в абхазском правительстве, ходил на работу пешком, а на встречи с разными людьми ездил на автобусе.
Юрий Воронов родился в горном селе Цебельда рядом со знаменитой византийской крепостью. Ему было по чьим стопам идти в науку. Прадед - Николай Ильич - возглавлял "Кавказское отделение Императорского Русского Географического общества", издавал "Известий" этой организации, газету "Кавказ" и "Сборник сведений о кавказских горцах". А дед - Юрий Николаевич - был известным ботаником, в его честь названы несколько видов растений.
В абхазских горах дворянский род Вороновых оказался не случайно. Они издавали литературный журнал "Колокол" - оппозиционный, как сейчас принято говорить. Близко дружили с Герценом и Огаревым, а на Кавказ были отправлены в ссылку, избежав традиционного для того периода пути в Сибирь. Но и в диких горах Вороновы развили бурную деятельность: основали имение "Ясочка" и умудрились превратить его фактически в региональный культурный центр, где встречались поэты, писатели, ученые.
Абхазские горы для Юрия Воронова были как открытая ладонь - он знал здесь каждый куст, происхождение каждого памятника, все без исключения тропы. Мог бы стать прекрасным гидом, но занялся наукой - и это как раз в то время, когда ею на Кавказе ведала исключительно Академия наук Грузии. Вся последующая жизнь Юрия Николаевича была одним большим сражением с грузинским ученым миром.