Пример Палестины, принятой в ЮНЕСКО, невзирая на недовольство Совета безопасности ООН, дает шанс таким же частично признанным государствам получить путевку в будущее. Абхазия, которая считает, что состоялась как суверенная страна, планирует продолжать сотрудничество с Программой развития. Грузия наверняка не сильно довольна подобным решением, поскольку она тоже связана с ПРООН различными проектами.
Программа развития Организации объединенных наций наряду с ЮНЕСКО, которое спасает культурное наследие во всех уголках планеты, отвечает за самые острые социальные вопросы в международной практике. Программа развития ООН (UNDP) стала действовать в Абхазии и реализовала проекты по восстановлению водоснабжения, сельского хозяйства, развития малого бизнеса в Ткуарчальском, Очамчирском и Гальском районах после грузино-абхазского конфликта. К сегодняшнему дню миссия ООН прекратила свою деятельность в республике, однако это не мешает Сухуму стремиться к достижению целей развития тысячелетия и улучшать социально-экономическую сферу.
Не бросает ПРООН и вынужденно-перемещенных лиц. Для них в стране действует проект Всемирной продовольственной программы "Еда за работу", организованный совместно с Управлением Верховного комиссариата ООН по делам беженцев. Новый виток отношений Сухума с международными организациями свидетельствует, что международное право все чаще допускает исключения для определенных ситуаций. Очередное подтверждение тому случилось на днях, когда Москва и Тбилиси наконец-то достигли компромисса по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Расплывчатые формулировки не определили границы между двумя странами, включая Южную Осетию и Абхазию, что, в общем-то, устроило обе стороны.
Читайте также: Мишико смакует подачку ООН
Тем не менее швейцарский консенсус позволяет официальному Тбилиси считать, что Сухум и Цхинвал до сих пор находятся во власти "территориальной целостности" Грузии. Тем более что UNDP работает и с Сакартвело, поддерживая высший законодательный орган страны "Сильный парламент в консолидированной демократии". Организация выделила на это 270 тысяч долларов, но грузинские политики мечтают, чтобы размер субсидии вырос до миллиона, дабы те смогли лучше выполнять свои функции.
Впрочем, удивительно, как грузинское Министерство по делам беженцев не выпросило дотаций и на свое ведомство. Ведь цели развития тысячелетия - это борьба с голодом, тотальной нищетой, гендерным неравенством, детской смертностью и неизлечимыми заболеваниями вроде малярии и СПИДа, а также содействие всеобщему начальному образованию и экологической стабильности. В этом смысле обе страны, находящиеся в состоянии замороженного конфликта, подходят под данную программу. Однако если Сухум с благодарностью принимает работу UNDP, то Тбилиси еще и не чурается перебирать харчами. Оно и неудивительно: грузинское население для действующей власти - не более чем ширма для получения очередной донорской помощи, однако большая ее часть неизменно оседает в карманах чиновников, а международным организациям регулярно демонстрируют центр Тбилиси как победу над бедностью и безденежьем.
Читайте по теме: Беженцы обесчестят Мишико
Но если кто-то полагает, что Программа развития ООН никакого отношения к политике не имеет, то это далеко не всегда так. Если посмотреть, где действуют ее проекты, то окажется, что организация появляется там сразу же после локальных вооруженных конфликтов. Развивающиеся страны предоставляют ей возможность активного участия в экономической деятельности, что зачастую непосредственно увязывается с политикой. Кроме того, фактическое разграничение деятельности ПРООН в Грузии и Абхазии фактически признает суверенитет Сухума, который рассматривается как отдельная территория.
Таким образом, система абхазского здравоохранения, которая очень нуждается в модернизации и развитии, ставит республику в зависимость не только от социальных, но и от политических международных институтов. Зато имеет и все возможности для строительства нового гражданского общества с упором на самоидентификацию в качестве отдельной нации. Ведь если рассматривать эту страну в контексте грузинской автономии, то получается, что Грузия противоречит не только самой себе, но и всем ценностям, декларируемым организациями ООН. Иначе как объяснить многолетнее экономическое эмбарго, которое могло полностью развалить экономику новых государств?