В Вене 13 мая пройдет заседание комитета ОБСЕ по новому плану мониторинга на Южном Кавказе, из которого исключены упоминания как Грузии, так и Южной Осетии. Тем временем, в СМИ просочилась информация, согласно которой организация всерьез рассматривает компромиссный вариант создания двух самостоятельных представительств в Цхинвале и Тбилиси.
Как сообщает «Росбалт» со ссылкой на агентство Reuters, в Вене рассчитывают, что компромиссный вариант позволит преодолеть сопротивление России и добиться продолжения наблюдательной миссии, мандат которой на территории Грузии истекает 30 июня. По данным информагентства, в предложении, которое планируется внести от имени Греции как действующего председателя ОБСЕ, говорится, что 22 наблюдателя будут размещены в грузинском селе Каралети, а еще 8 - в Цхинвале. Сообщается также, что обновленный мандат ОБСЕ может действовать до конца этого года с возможностью продления. «Формула «нейтрального статуса» для Южной Осетии в пересмотренном плане миссии могла бы устроить и Россию, и сторонников тезиса о территориальной целостности Грузии», - подчеркивает неназванный европейский дипломат.
На сайте Министерства печати и массовых коммуникаций Южной Осетии о подобных известиях отозвались положительно. «Основным отличием нового плана от предыдущих вариантов является то, что руководство ОБСЕ наконец-то осознало изменившиеся геополитические реалии и готово отказаться от национально-государственной привязки воссоздаваемой миссии. Как это будет выглядеть на практике, на сегодняшний день трудно предсказать, но уже очевидно одно: такую организацию как «Миссия ОБСЕ в Грузии» на территорию Южной Осетии больше никто не пустит».
Что ж, сейчас много говорится о том, что упоминания географии в названии миссии ОБСЕ не будет вовсе. Такой подход, без сомнения, может значительно облегчить обсуждение новой модели мандата, поскольку после признания Россией независимости Южной Осетии именоваться «Миссией ОБСЕ в Грузии» она не может, а против «Миссии ОБСЕ в Южной Осетии» выступает при поддержке ЕС официальный Тбилиси.
Другой острый вопрос - создание двух самостоятельных миссий. Если информация Reuters подтвердится и действующий председатель ОБСЕ Дора Бакоянни действительно внесет в повестку дня вариант с размещением наблюдателей по обе стороны грузино-югоосетинской границы, то по сути это будет считаться большим успехом российской дипломатии. Дело в том, что в апреле делегация от России предлагала вариант, при котором в неспокойном районе будет создано две группы наблюдателей. «Одна - из двадцати человек - продолжила бы свою деятельность на территории Грузии, вторая - из восьми человек - действовала бы в зонах, прилегающих к Грузии со стороны Южной Осетии», - цитировал ИТАР-ТАСС замглаву российского МИДа Григория Карасина. По его словам, Москва тогда выступала с предложением в целях формирования более объективной картины происходящих событий в грузино-югоосетинском приграничье, но все усилия дипломатов организовать создание двух новых миссий ОБСЕ на справедливой и равной основе не увенчались успехом. «Грузия при активной поддержке западных стран-участниц ОБСЕ по явно политизированным мотивам отвергла наши компромиссные предложения», - заключил Карасин.
Но через месяц в прессе появляются слухи о том, что Бакоянни представит организации практически не измененный российский вариант. Только количество наблюдателей в Грузии планируется увеличить. Решение это, безусловно, грамотное, поскольку Цхинвал и Сухум сигнализируют о наращивании грузинских сил на границах с молодыми республиками, в то время как Южная Осетия и Абхазия сосредоточились на решении внутренних проблем.
Любопытно, что о «нейтральном статусе» Абхазии и Южной Осетии в международном сообществе уже заговорили США. В частности, в своем недавнем интервью «Эху Москвы» помощник госсекретаря США Мэтью Брайза отметил: «И в Вене, и в Нью-Йорке мы считаем, что можно продолжить работу миссий ОБСЕ и ООН без обсуждения о признании независимости Абхазии и Южной Осетии. Сейчас мы говорим, что это status neutral. Мы считаем, что было бы хорошо, если бы Россия согласилась таким образом продолжить работу миссий ОБСЕ и ООН. Да, мы считаем Абхазию и Южную Осетию странами, но никогда не признаем их независимость».
Таким образом, Запад впервые демонстрирует попытки реального поиска путей для решения проблем Южного Кавказа. До сих пор лишь Россия на деле помогала молодым республикам решать накопившиеся проблемы, а наблюдатели международных организаций находились только в Грузии. Для ЕС, ООН и ОБСЕ такая ситуация становится крайне невыгодной, подрывает их престиж. Остается, правда, вопрос об объективности международных экспертов. В Цхинвале ее уже не раз ставили под сомнение. Вспомним инертность ОБСЕ в августе прошлого года. Однако этими вопросами можно будет задаваться и после заседания комитета ОБСЕ, которое должно расставить все точки над «i».