Проблема нетрадиционных религиозных организаций, культов и сект назрела в Армении уже давно. Количество их последователей составляет порядка 360 тыс. человек - более 10% от общего населения. Официально в Армении зарегистрированы 67 нетрадиционных религиозных организаций, однако, как утверждают эксперты, на самом деле их количество достигает 200. Обеспокоенность вызывает тот факт, что политические силы могут использовать последователей сект в своих целях.
"Средний мировой показатель распространенности последователей нетрадиционных религиозных организаций и сект в государствах составляет 1,5 % от общего населения", - подчеркнул на пресс-конференции в Ереване 11 июля глава общественной организации «Центр реабилитации и помощи жертв деструктивных культов» Александр Амарян. На его взгляд, высокий процент сектантов в Армении объясняется тяжелым социально-экономическим положением граждан. "Люди часто вступают в секты для решения именно социальных проблем. Даже, например, в отчете религиозной организации "Свидетели Иеговы" говорится о том, что за последний год в общину вступили 1000 человек, из которых 400 покинули ее к концу года", - подчеркнул Амарян.
Дотации извне и бизнес в Армении
Деятельность сект и нетрадиционных религиозных организаций в Армении активно спонсируется из-за рубежа, подчеркнул Александр Амарян. На его взгляд, центры действующих в Армении сект расположены в основном в США, Германии, Греции и Китае. "Например, центры таких религиозных организаций, как "Слово жизни", "Свидетели Иеговы" находятся в США и управляются оттуда", - сказал он. Самой крупной религиозной организацией в Армении, по его словам, является Евангелистская церковь, число последователей которой, по различным данным, колеблется от 25 до 100 тыс. человек.
Согласно информации Амаряна, ежегодный приток средств из-за рубежа, направленных на поддержание деятельности религиозных организаций, составляет около $ 1 млн. "Большая часть средств приходит под видом благотворительности и гуманитарной помощи. Меньшая часть товаров гуманитарной помощи раздается членам религиозных организаций, а большая попадает на рынок и обеспечивает высокие доходы для лидеров сект", - проинформировал борец с деструктивными культами.
Между тем он подчеркнул, что в своей деятельности религиозные организации стали довольно гибкими: они действуют, совмещая бизнес-интересы с пропагандой своих учений. "Многие члены религиозных организаций и сект хорошо интегрировались в такие сетевые маркетинговые компании, как Faberlic и Mary Kay. Таким образом, они совмещают проповедь своих идей с сетевым маркетингом", - обобщил он. Как считает Амарян, многие религиозные организации, вербуя и зомбируя людей, вымогают у них деньги и даже квартиры. "В нашем центре сейчас есть такое дело. Одного парня поместили в психологическую клинику после того, как он стал последователем Харизматической церкви, а его квартиру присвоили", -проинформировал он.
Как секты становятся политическим фактором?