Единственная украинская школа в Тбилиси прожила всего 12 лет. На днях мы узнали, что она фактически перестала существовать. А это значит, что распустили весь ее коллектив. Все то, что создавалось непосильным трудом энтузиастов и добровольцев, разрушили легко и просто, как карточный домик.
Все начиналось очень красиво - с красной ленточки. Школа открылась при поддержке президентов двух стран - Грузии и Украины. Говорят, первая мысль о создании украинской школы принадлежала самому Шеварднадзе, который, увидев в дни Тбилисоба на улице девочек в национальных костюмах Украины, спросил у них, где они учатся. Услышав в ответ "в русской школе", он сказал: "Что ж, может, наступило время и для создания украинской школы?"
Это было именно то время, когда все народности СССР, отпочковавшись от Советского Союза и став независимыми, почувствовали острую необходимость в самоидентификации. И мысль, высказанная президентом, не растворилась в воздухе, а была подхвачена украинцами Грузии.
Следующим шагом было назначение нового посла Украины в Грузии. Степан Волковецкий приехал в Тбилиси с семьей и выразил пожелание создать школу, где украинские дети могли бы учиться на родном языке.
Но одно дело - высказать пожелание, другое - начать его реализовывать. Дело было поручено консулу Петру Кононенко, человеку огромной энергии и самоотверженности. Вот тут и возникла потребность в энтузиастах, патриотах. Одними из первых откликнулись одесские моряки. Начиная с 1 сентября 1999 года, даты рождения первой украинской школы имени Грушевского в Тбилиси, одесские моряки взялись помогать новорожденному школьному коллективу, организовав перевозку строительных материалов, различного инвентаря, оборудования и учебного пособия.
Почти 9 лет у школы не было собственного помещения. Ученикам на то время выделили несколько классов в грузинской школе. Но все равно это был нескончаемый праздник для украинской диаспоры. На стенах появились портреты Леси Украинки, Тараса Шевченко и Михаила Грушевского. Постепенно создавался маленький украинский мир со своими ценностями, традициями и культурой.
И вот, после стольких усилий, когда можно было наконец-то свободно вздохнуть, когда появилось собственное здание, кстати, расположенное в одном из самых престижных районов Тбилиси - Ваке, когда школа стала настолько популярной, что сюда начали приводить своих детей не только украинские родители, но и грузинские, армянские, азербайджанские, школу вдруг упраздняют. Где логика? Почему ей позволили существовать в самые трудные времена, а на вершине успеха "школа вдруг встала у кого-то поперек горла", как выразился Владимир Дьяченко, председатель ассоциации украинцев Грузии "Рушник"?
О достижениях и результатах работы 41-ой школы им. Грушевского рассказала одна из бывших преподавателей и основателей этой школы Валентина Мельниченко-Марджанишвили.
"Мы осуществили три выпуска. Было выпущено 65 учеников, и только двое не поступили в высшие учебные заведения, и то по состоянию здоровья. Все остальные стали успешными студентами. Большая часть именно в Грузии, потому что в Украине поступило только 11 человек. Этот факт говорит сам за себя.
Но, к сожалению, летом прошлого года в результате оптимизации произошли изменения, которые привели к огромным потерям для нас - для украинской диаспоры. Школу закрыли, а нас попросили переместиться вместе со своим статусом в школу, находящуюся рядом. То была школа, где преподавали на двух языках - грузинском и русском. При этом никаких изменений в юридических документах сделано не было, то есть де-юре школа остается в статусе украинской школы. Не вносились изменения ни в устав школы, ни во внутреннее положение. А в уставе был четко прописан контингент, было расписано количество часов украинского языка, предметы.