Вести фото- и видеозапись на Олимпиаде в Сочи можно будет только аккредитованным журналистам на высокопрофессиональную технику. У зрителей, напротив, зеркальные фотоаппараты со съемными объективами будут изымать. Кто-то в этом уже увидел цензуру, которой хотят прикрыть изъяны сочинского строительства, кто-то — очередное ограничение прав граждан. На самом деле подобные запреты были на всех предыдущих Олимпиадах, и связаны они с коммерческой составляющей спортивных игр.
Права и свободы граждан в связи с Олимпийскими играми в Сочи продолжаются сужаться. Сначала в Краснодарском крае начались преследования общественных деятелей и журналистов, освещающих подготовку к Олимпиаде в невыгодном для властей ракурсе. Потом Сочи решили объявить закрытым городом на период проведения спортивных состязаний. А теперь предупредили, что еще и производить неконтролируемую фото- и видеозапись даже аккредитованные журналисты не смогут.
"Использование пишущими журналистами мобильных телефонов для съемок спортсменов или зрителей будет считаться серьезным нарушением и приведет к аннулированию аккредитации", — цитирует Ridus. ru руководителя редакции Агентства спортивных новостей Василия Конова.
Запрещена съемка как на "айфоны" с "айпэдами", так и на фотоаппараты-"мыльницы". Заграничное издание The Verge из этого сделало вывод о том, что оно не сможет оперативно выдавать интересные снимки в своих аккаунтах в Instagram или Vine. В Лондоне такого запрета не было, заявили в The Verge.
При этом коллегам пишущей братии, фоторепортерам, при наличии соответствующей аккредитации и профессиональной техники снимать не возбраняется. Аккредитованные СМИ могут эти фотографии распространять на своих информационных площадках в социальных сетях.
По мнению некоторых блогеров и журналистов, это ограничение введено для того, чтобы контролировать передвижение фото- и видеооператоров. Все огрехи олимпийского строительства останутся за кадром. Так уже было на Универсиаде в Казани, пишет пользователь Валентин Амато. "Журналистов с допуском к съемке будут водить по заданным траекториям, подальше от недоделок и гор строймусора", — полагает он.
Но при этом рядовым зрителям дана прямо противоположная установка. Проносить с собой на трибуны зеркальные полупрофессиональные и профессиональные аппараты им будет запрещено, зато на "мыльницы" они смогут фотографировать без ограничений. Естественно, потом эти кадры попадут в социальные сети и станут достоянием гласности. Это опровергает конспирологическую версию запрета на съемку для пишущих журналистов.
Читайте также: Сочи: опасность мер безопасности
Ведущий программы "Индустрия кино" на канале "Россия 24" Иван Кудрявцев утверждает, что ограничения на непрофессиональную съемку были на всех предыдущих Олимпийских играх. "Я в качестве журналиста освещал две Олимпиады — в Турине в 2006 году и в Пекине в 2008. Эти правила действуют на всех Олимпийских играх, для всех журналистов. Всегда. Никаких фото на личные устройства, телефоны и прочее на соревнованиях. Поэтому Олимпийские игры такие красивые, что их только на профессиональное оборудование снимают", — полагает он.
Можно подумать, что организаторы игр действительно заботятся об их внешней привлекательности, и поэтому запретили пишущим корреспондентам заниматься не своим делом. Но опять же — на зрителей это ограничение не распространяется. Да и кто помешает корреспонденту снять на несколько минут бейджик и "пощелкать" игры на телефон, как простому болельщику?
Кроме того, если бы организаторам нужны были только качественные снимки, они бы не запрещали неаккредитованным фотографам и видеооператорам проходить с профессиональной техникой на трибуны. Тут, конечно, большой вопрос, как охранники будут определять разряд фото- и видеокамер. Возможно, подход будет формальный, как в Базеле на Чемпионате Европы по футболу, где изымали камеры со съемным объективом.
Но смысл всех этих запретов отнюдь не в политической цензуре и не в трепетном отношении к имиджу игр. Дело в авторских правах организаторов состязаний. Правообладателем всего олимпийского контента является Международный олимпийский комитет. Он же "определяет условия доступа и любого использования данных, имеющих отношение к Олимпийским играм", гласит Олимпийская хартия в редакции 2011 года.
Согласно 48 статье этой хартии, МОК принимает меры "для обеспечения самого широкого освещения Олимпийских игр различными средствами массовой информации, а также для обеспечения для них самой широкой всемирной аудитории". Но в примечании к этой статье говорится, что "в медийном качестве могут выступать только лица, аккредитованные в качестве представителей СМИ". "Ни при каких обстоятельствах ни один спортсмен, тренер, официальное лицо, пресс-атташе или любой иной аккредитованный участник не могут в течение Олимпийских игр выступать в качестве журналиста или в любом ином медийном качестве", — уточняет хартия.
Аккредитованные журналисты, в свою очередь, подчиняются специальным "Правилам допуска к освещению Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи". Там расписаны все возможности для использования фото- и видеотехники на соревнованиях, в пресс-центре, медиа-центре, в зоне общего доступа Олимпийской деревни. Трансляция записей разрешена только тем, кто купил на нее право. Остальным аккредитованным средствам массовой информации разрешается использование только минутных видеороликов в новостных программах. Брать интервью по телефону в эфир радиостанций и телеканалов на территории Олимпийских объектов тоже запрещено.
Такие жесткие правила противоречат постулату о "широком освещении" игр, но зато прекрасно укладываются в концепцию Олимпийских игр как коммерческого проекта. Ведь за право трансляции телекомпании и информагентства платят большие деньги, и если армия аккредитованных журналистов из почти трех тысяч перьев и камер будет вещать в интернете и эфире, она отобьет аудиторию у правообладателей. Аргумент о том, что Олимпийские игры нерентабельны, тут не работает. В убытках остается страна, вложившаяся в инфраструктуру, но не МОК, торгующий всем, что связано с играми, от символики до фото- и видеозаписей спортивных рекордов.
Светлана Болотникова