Оригинальный способ возвращения русских на Кавказ придумал сенатор Александр Торшин. Он предлагает расформировать сибирские и дальневосточные детские дома и переселить ребятишек в кавказские семьи. И для бюджета дешевле, и для малышей полезней. В общественной организации "Дагестан без сирот" "Большому Кавказу" заявили, что около 300 семей в республике готовы усыновить малюток любой национальности. А вот в Северной Осетии, которую привел в пример Торшин, и своих сирот в детдомах хватает.
Русские люди вопреки принятым в северокавказских республиках специальным программам возвращаться в регион не хотят. Это факт. Кавказ без них все менее напоминает остальную Россию. Это тоже факт. Но вот вывод из этих двух обстоятельств в Совете Федерации сделали очень неожиданный: если взрослые добровольно ехать на Юг не хотят, сюда надо насильно отправлять детей-сирот с Крайнего Севера и Дальнего Востока. Зампред Верхней палаты парламента Александр Торшин полагает, что таким образом можно убить нескольких зайцев сразу.
Во-первых, сократятся сиротские учреждения, ведь детей можно селить в семьи, организуя детдома семейного типа. "Заключается договор, и люди принимают маленьких постояльцев с обязанностью кормить, одевать, обувать. За это они будут получать соответствующее содержание", - пояснил Торшин механизм переселения газете "Известия".
Во-вторых, это позволит сэкономить бюджетные средства, так как содержание одного сироты в детдоме стоит от 300 тысяч до миллиона рублей, а семьям можно платить гораздо меньше.
В-третьих, по мнению сенатора, на Северном Кавказе детям будет лучше с точки зрения климата. "Маленький человечек, который и так обделен родительским теплом, он еще и климатическим теплом обделен. А в Северной Осетии руку протянул - и вот тебе фрукты бесплатно", - заявил он.
В-четвертых, пятых и шестых детей будут растить в атмосфере межнациональной гармонии, за ними на Кавказ придут дополнительные финансы и создадутся новые рабочие места. Местным жителям же к многодетности привыкать не придется.
Торшин готов обсудить эту идею с полпредом в СКФО Александром Хлопониным и поручить разработать соответствующую программу Минздравсоцразвития.
О том, лучше или хуже будет русским сиротам на Кавказе, с сенатором можно поспорить. Фрукты и теплый климат - это, конечно, прекрасно. Но видел ли Торшин, как живут дети в больших кавказских семьях? Как бегают до морозов за овцами по полям? Как пашут в огородах, наравне с родителями? Если так вкалывают родные дети, как будут эксплуатировать приемных? Не будут ли это рабы, за которых еще государство и приплатит? Конечно, помощь родителям приучает к трудолюбию, но на учебе кавказских детишек она отражается далеко не всегда благотворно.
По мнению международного эксперта по социальному сиротству, члена Общественной палаты РФ Александра Гезалова, Торшина за такие идеи надо "самого отправить на Кавказ, чтобы он там пожил, и дать ему статус сироты". "Думаю, он долго там не задержится. Вообще, отношение такое чисто имперское - хотим, отправляем на Кавказ, хотим, в Эмираты, хотим и на Луну запустим или еще что-то с ними сделаем, - возмутился Гезалов в разговоре с корреспондентом "Большого Кавказа". - Дети - это святое, и не надо их трогать. У нас в стране миллион сирот, и мы всех их будем перемещать? Это бред и сталинщиной пахнет".
А вот в региональной организации "Дагестан без сирот" к идее Торшина отнеслись с пониманием и даже выразили готовность подыскать семьи для усыновления сибирских детишек. В республике мало детских домов. Оставшихся без родителей детей забирают на воспитание бабушки, дедушки, дяди и тети. Русских сирот немного, и их тоже принимают в кавказские семьи и растят на равных условиях, рассказала корреспонденту "Большого Кавказа" глава организации Раисат Османова. Ей больше приходится работать с выпускниками детских домов, которые создали свои семьи и оказались в трудном положении, чтобы уже их дети не остались сиротами.
"У меня у самой из детского дома ребенок, хотя есть еще трое взрослых своих детей. Но мне абсолютно не трудно. Я призываю всех, чтобы школ и интернатов не было, а каждая семья забирала из школ-интернатов хоть по одному ребенку. У нас более 300 семей, которые стоят в очереди как кандидаты-усыновители, но детей у нас нет, - подчеркнула она. - Есть отказные дети постарше на сайте "Усыновление.ру", но у нас все хотят малолетних - от рождения до двух-трех лет, пока они еще легко привыкают к новым родителям. Я сама взяла ребенка пяти лет и испытала это все на себе. Я могу со всеми органами опеки по республике переговорить, чтобы они узнали, кто готов взять в семью ребенка. На это полтора-два месяца уйдет".
Детский дом для детей из других регионов России, кстати, недавно уже открыл в одном из районов Дагестана бывший ученик Раисат Османовой, которая когда-то работала учительницей начальных классов. Туда привезли около 100 ребят. Но это учреждение имеет исламскую направленность, и наша собеседница пока не дала согласия с ним сотрудничать, опасаясь, как бы воспитанники не попали в руки религиозных радикалов. "У меня даже за своего подопечного в семье (ему уже 12 лет) есть страх. Я верю в Аллаха и хочу, чтобы он получил правильное представление об исламе и не пошел в лес", - пояснила она.
По словам Раисат Османовой, дагестанцы не смотрят на национальность ребенка. "Я работала в органах опеки, и у меня было много русских детей, которые попали в национальные семьи. У меня есть на примете женщина, которая хочет усыновить мальчика от полутора до двух лет. Единственное желание, чтобы ребенок был относительно здоровый. Это можно понять, ведь медицина дорогая, и времени нет. С одной стороны, они хотят доброе дело сделать, с другой, социальное положение у нас не позволяет".
В Северной Осетии, которую приводил в пример Александр Торшин, его предложение встретили с сомнениями. Уполномоченная по делам детей Таисия Ногаева сначала решила убедиться, что такую идею мог озвучить сенатор, а потом стала игнорировать звонки редакции "Большого Кавказа", видимо, так и не придумав, как это можно прокомментировать. А в североосетинском отделении Российского Красного Креста предупредили, что в республике хватает и собственных сирот в детских домах.
"Если смотреть на вопрос под одним углом зрения, что на Кавказе есть фрукты, овощи, климат мягче, то да. Но надо еще учесть, есть ли возможность принять детей, - отметила в разговоре с корреспондентом "Большого Кавказа" глава североосетинского отделения РКК Ирина Кусова. - Развивать семейные дома надо, но им тоже нужна помощь государства, потому что получается тот же детский дом в меньшем объеме. У нас тоже в детских домах есть дети, и если бы была возможность, их бы, наверное, всех разобрали. Жизнь на всем Северном Кавказе так же сложна, как и по всей России. В Сибири зимы холоднее, а у нас климат более сырой. Есть везде свои плюсы и свои минусы, поэтому сказать, что если детей переместить сюда, они будут жить в идеальных условиях, я не могу. А вообще, миграция по детским домам внутри России была всегда".
У Торшина много оппонентов, которые уже заявили, что на Кавказ детей посылать опасно, что Дальний Восток вымирает, и там русские ребятишки тоже нужны, что возвращать русских надо другими методами, начиная с восстановления экономики и социальной сферы. Так что претворить свою идею в жизнь сенатору будет непросто. Да и надо ли?