- Я сама родилась в Баку, но муж мой - уроженец Ходжалы. Верите, я очень люблю свою родину. И мужа своего предпочла всем остальным претендентам на мою руку именно по этой причине. Не могла я отказать человеку, который прошел все ужасы Ходжалы. Он и так был достаточно обижен судьбой, и я не стала разбивать его сердце. Накануне "Евровидения" приезжали немецкие журналисты. Снимали здесь наши развалины. И самое интересное, мы их не приглашали, они сами увидели это, проезжая по дороге. Туристический маршрут проходил здесь.
Читайте также: "Евровидение" - праздник со слезами на глазах
- Да, я тоже увидела ваши постройки именно так. Вы же у самой дороги. Трудно не заметить. А еще труднее поверить, что здесь кто-то проживает.
- Мне, как гражданке Азербайджана, было очень стыдно. Очень не хочется, чтобы имидж моей страны в Европе был таким.
- Расскажите вашу историю. Как получилось, что все дома вокруг снесены, а вы до сих пор живете здесь?
- У моего мужа статус беженца. Дом этот он построил сам, своими силами, 21 год назад, без какой-либо помощи государства. До сих пор выплачивает долги. Все, что мы хотим, чтобы нам выплатили компенсацию. Еще никто с нами не говорил, ничего не предлагали. До последнего утверждали, что наши дома не будут сносить, мол, эта земля им не нужна. Но вокруг дома разрушили, воду, электричество и газ отключили, канализационный системы нет. Пусть или платят нам и мы переедем, или позволят жить здесь, но по-человечески. Сейчас лето, потребности в воде растут, что нам делать?
- Не может же быть, чтобы вам ничего не предлагали? Даже в случае, если у вас незаконно построенный дом, статус беженца вашего мужа дает вам особые права.
- Нам говорят, вы съезжайте, условия мы потом обговорим. Куда нам съехать? Допустим, мы временно разместимся у родственников, но где гарантия, что нам потом выплатят компенсацию? У нас ситуация крайне тяжела. Исполнительные органы города сваливают все на комитет по делам беженцев, мол, они должны нас обеспечивать жильем. А комитет говорит, что "кто вас выселяет, с тех и требуйте, мы же вас не трогали все эти годы".
Читайте также: Азербайджан расплачивается за СССР
Я еще раз хочу подчеркнуть: пусть нам позволят остаться здесь. Но восстановят все поврежденные линии коммуникаций. Иначе мы просто теряем человеческий облик. Мне совсем не хочется, чтобы название моей страны негативно склоняли за рубежом. Самое последнее, что я хочу, это такую страшную репутацию Азербайджана в Европе. Конечно, мы можем написать в ЕС, ОБСЕ, в Европейскую ассоциацию по защите прав человека, но не хотим выносить сор из избы. Понимаете? Жалобы на собственное правительство, на государство мне лично претят.
И еще, мы уверены, что президентом выделено достаточно денег для решения всех жилищных проблем тех, чьи дома сносят. Но эти деньги застревают в нижних инстанциях. Чиновники, которые непосредственно занимаются сносом домов, стараются только нажиться на этом. Да еще и издеваются над народом. Какому президенту захочется видеть своего народа в таком состоянии?
Рассказ супруги продолжает муж-беженец. "В Ходжалинском районе Азербайджана даже в самые страшные перестрелки у нас были свет, газ и вода. А сейчас, в центре Баку, на проспекте Гейдара Алиева, мы сидим в темноте, без газа и воды. Один раз нас уже оставили без крова там, в Ходжалы. Но то были чужие. А теперь свои. Что это, рок?"