Сколь веревочке не виться, а конца не миновать. Не получается у Михаила Саакашвили бесконечно морочить европейские головы россказнями о демократии и свободе, царящих в стране. Председатель "Грузинской партии", экс-омбудсмен Сакартвело Созар Субари встретился с комиссаром Совета Европы по правам человека Томасом Хаммарбергом и рассказал ему всю правду о том, как в Грузии преследуют инакомыслящих и бросают за решетку политических противников. Можно быть уверенным: Субари знает, о чем говорит.
Неладно что-то в государстве грузинском. Не сходятся у властей концы с концами. То заявляют, что в стране царит сплошная свобода - и тут же проявляют чудеса шпиономании и паранойи, бросая за решетку всех подряд на основании смехотворных, из пальца высосанных обвинений. То утверждают, что любые политические силы в Грузии как сыр в масле катаются - и немедленно лупят дубинками тех, кто рискнул проверить это на практике.
Но долго жить двойной жизнью не получится ни у кого. Вот и выплыла правда на поверхность. Председатель "Грузинской партии", экс-омбудсмен Сакартвело Созар Субари поехал на Запад и встретился в Страсбурге с комиссаром Совета Европы по правам человека Томасом Хаммарбергом. В ходе беседы комиссар услышал много интересного о том, как на самом деле в Грузии блюдутся human rights и как скудны на самом деле "политические права и свободы" тамошних жителей.
Правда, а ей это нередко свойственно, оказалась неприглядна. Комиссар узнал о том, как правительство Сакартвело преследует членов "Грузинской партии" и их родственников, как подозреваемых в инакомыслии пытают, выбивая признания, как хватают по ложным обвинениям и как фабрикуют фальшивые доказательства, не слишком-то обременяя себя стеснительностью. Иными словами, правоохранительные органы, ставшие за время правления Саакашвили его любимой "визитной карточкой", может быть, и воротят нос от взяток рядовых граждан, зато с охотой исполняют любые, даже откровенно преступные приказы режима.
В чем же провинились перед властями члены "Грузинской партии" и члены их семей? А просто тем, что до самого лидера, экс-министра обороны Ираклия Окруашвили, подконтрольным Саакашвили силовикам не дотянуться. Вот и хватают всех, кто под рукой. Особенно тех, кто имеет непосредственное отношение к нелюбимому Окруашвили.
"Созар Субари сообщил еврокомиссару, как три года назад пытали дядю Ираклия Окруашвили и как его преследуют и сегодня. Хаммарберг был ознакомлен с информацией о том, что постоянно идет слежка за офисом партии и ее членами", - рассказали в пресс-службе "Грузинской партии".
"Преследуют" - это очень мягко сказано. По душу дяди Ираклия Окруашвили, Зураба Гигуашвили, в офис "Грузинской партии" приходили всего неделю назад. Полторы сотни полицейских вломились в помещение и заявили, что у них, дескать, есть подозрение: именно тут Гигуашвили скрывается от излишне навязчивого внимания властей. Зачем на одного человека понадобилось нагонять в офис партии аж 150 представителей правоохранительных органов - совершенно непонятно. Также неясно, почему полицейским нужно было "выбивать встречавшиеся на их пути закрытые двери". Разве что в порядке устрашения. Разумеется, никакого ордера на обыск доблестные блюстители правопорядка не предъявили. Правда, и убраться им пришлось ни с чем: как ни странно, Гигуашвили в офисе не нашлось: ни под столом, ни под креслом дядя Окруашвили не прятался.
Помимо Гигуашвили, органы проявили недолжный интерес и к другим членам партии. Как оказалось, для грузинского "правосудия" отец за сына очень даже ответчик, да и другие родственники могут попасть под раздачу. Например, полиция взамен Гочи Личели задержала его отца и брата. Видимо, чтобы начальство не отругало за "холостую" вылазку.
С пойманными в полиции особо не церемонятся. "Задержанных сперва пытают, а после обещают определенные льготы, в случае отказа от адвоката и справедливой борьбы", - заявил комиссару Субари. Ну конечно, если перед тобой рисуют перспективу - откажись от адвоката, и мы перестанем бить тебя табуреткой по голове, то, пожалуй, задумаешься о том, чтобы пойти на сделку с правосудием. Как ни крути, но собственная голова всегда дороже справедливой борьбы.
"Субари ознакомил Хаммарберга с фактами политического преследования активистов и сторонников "Грузинской партии", преступного обращения и пыток в отношении незаконно задержанных. В этом же контексте был разговор о преследовании членов "Народного собрания" (один из лидеров Нино Бурджанадзе)", - отмечает пресс-служба "ГП".
Да, надо отметить, что здесь грузинское правительство все-таки проявляет демократичность и равный подход ко всем, одинаково гоняя членов разных оппозиционных партий. Всем сестрам раздадут по серьгам. "И преследование членов политической организации до сих пор продолжается", - утверждал перед комиссаром Субари. А с чего бы ему прекратиться? Разве в Грузии сменился режим?
В общем, Европа оказалась поставлена перед очень неприятными фактами. Хотя, откровенно говоря, вряд ли разумные люди из ЕС действительно верили в "витринную" грузинскую демократию. Но отныне у них есть все основания всерьез обидеться на господина Саакашвили и его манеру правления. Ведь теперь, когда преступления нынешнего грузинского режима выплывают наружу, поддерживать его - значит, и самим пачкаться в разводимой Мишико грязи.