Кто послал ставропольскому муфтию Мухаммаду Рахимову патрон, проткнувший его фотографию, выясняют следователи. Однако уже сейчас можно предположить, что обвинят в этом русские националистические организации. На последней пятничной молитве в месяц Рамадан муфтий позвал мусульман совершить в сентябре коллективный намаз в центре Пятигорска, чтобы обратить внимание властей на отсутствие мечети. Славянские активисты пообещали этого не допустить.
Прокурорская проверка подтвердила факт угрозы муфтию Ставропольского края Мухаммаду хаджи-Рахимову. В 10 вечера 6 августа, как только в СМИ были растиражированы его планы устроить коллективный намаз на главной площади Пятигорска, он обнаружил в почтовом ящике в подъезде своего дома "свернутый лист бумаги с изображением мишени для стрельбы, приклеенной к нему своей фотографией и текстом угрожающего характера". В центр фотографии Рахимова был вставлен патрон, предположительно калибра 7,62 мм, сообщает прокуратура.
Полиция возбудила уголовное дело по статье УК РФ "Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью".
"Просьбы об обеспечении охраны от заявителя не поступало", - говорят в полиции. Однако телохранители и бронированный джип у муфтия имеются уже три года - с тех пор, как было создано отдельное Духовное управление мусульман Ставропольского края. Уже тогда Рахимов опасался за свою жизнь. На Северном Кавказе лидеры "традиционных мусульман" находятся в одной группе риска с силовиками, которых регулярно атакуют "моджахеды" - радикальные исламисты.
Ставропольский муфтий "лесным" тоже не нравится. На их вкус, он занимается слишком лояльную к властям позицию. С 2003 года Рахимов был имамом Пятигорска, но так и не построил там легальную мечеть. В прошлогоднем скандале с хиджабами в школах тоже предпочел компромисс. "Духовное управление мусульман Ставропольского края стоит на твёрдой позиции: мы живём в светском государстве, и школа - это светское учреждение, где неуместна демонстрация какой-либо религиозной принадлежности", - заявил он.
Собственно говоря, Рахимова и выбрали управлять ставропольскими мусульманами, чтобы избежать их радикализации. Карачаево-Черкесский муфтий Исмаил Бердиев в середине 2000-х допустил служить в ауле Тукуй-Мектеб Нефтекумского района имама Батыра Бакиева, вербовавшего молодежь в ряды чеченских боевиков. Еще один такой имам Заркаев был назначен в село Ачикулак. В конце концов, после серии убийств в селах их изгнали местные жители. Тогда же зародилась идея отделения Ставропольского управления мусульман от Карачаево-Черкесского. Однако воплотилась в жизнь она только с приходом в регион полпреда СКФО Александра Хлопонина. Пятигорск стал окружной столицей, и Мухаммад хаджи Рахимов вполне мог претендовать на главную роль в мусульманской жизни Северного Кавказа.
Но он шагнул дальше, и возглавил Российскую ассоциацию исламского согласия - РАИС, называемую также Всероссийским муфтиятом. Это одна из четырех общероссийских мусульманских управленческих структур. Она вбирала в себя все новые регионы до прошлого года, когда в ее рядах начались интриги. Руководитель исполкома организации выступил против расширения и был отстранен. Затем в ответ анонимные авторы начали черный пиар руководителей РАИС, в результате чего в июле этого года президиум Всероссийского муфтията вынес Рахимову вотум недоверия. Он сразу же подал в отставку с поста главы РАИС, вывел муфтият Ставрополья из этой ассоциации и включил его в состав Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), объяснив это желанием наладить более тесные связи с мусульманскими организациями региона и сосредоточиться на местных проблемах.
Самой большой проблемой для Рахимова стало отсутствие большой соборной мечети в Пятигорске. Город этот можно считать христианским, так как 85 процентов жителей в нем, по последней переписи населения 2010 года, русские (72 процента) и армяне (13 процентов). Есть еще украинцы, греки, евреи, осетины. Так что мусульмане разных национальностей составляют не более 10 процентов жителей, то есть около 20 тысяч человек, включая старцев и младенцев. Им хватило бы и небольшого помещения для молитв в Сквозном переулке. Но статус окружной столицы предполагает, что пятигорская мечеть должна быть центром мусульманской жизни СКФО. Это, кстати, одна из причин, по которым население края неоднократно выступало за выход из округа. Русское население категорически не согласно с тем, чтобы ставропольские города превращались в мусульманские столицы.
А мусульманские народы, напротив, порадовались тому, что после создания СКФО власти перестали препятствовать возведению исламских святынь. В том же Сквозном переулке верующие на собственные средства построили мечеть, надеясь легализовать ее задним числом. Пятигорские чиновники желали ей и муфтию процветания. Такая же ситуация сложилась вокруг двух достраиваемых мечетей под Кисловодском. И вдруг ветер переменился. Ставропольская общественность стала поднимать вопросы об исламизации края, свидетельством которой стал скандал с хиджабами в школах, о лезгинках на улицах и убийствах русских приезжими из соседних республик. Власти отреагировали на протесты и изменили отношение к строящимся мечетям. Пятигорскую мечеть опечатали, а затем разрешили там организовать лишь резиденцию муфтията и медресе. Для здания под богослужения обещали выделить землю в другом районе города, где пение муэдзина и столпотворение мусульман в праздники не будет мешать пятигорчанам. В Кисловодске суд просто постановил нелегальные мечети снести.
В этой ситуации Мухаммад Рахимов не придумал ничего лучше, кроме как объявить о намерении провести на центральной площади Пятигорска коллективный намаз. В накаленной межнациональной атмосфере края эту новость вполне можно было считать информационной бомбой. Националисты тут же отреагировали в блогах. Один назвал обещание вывести мусульман на площадь - шантажом с целью добиться легализации незаконно построенных зданий. Другая дала слово не допустить намаза в центре города.
Впрочем, публичных протестных акций против намаза за этим не последовало. Зато кто-то послал муфтию его фотографию с патроном в сердце. Логично предположить, что это сделали русские националисты, которым не понравились методы давления мусульман на чиновников. Так что следствие по делу Рахимова вполне может выйти на кого-нибудь из организаторов акций протеста против засилья приезжих с Кавказа. По крайней мере, версию об угрозах со стороны "лесных" пока подкрепить нечем. Ваххабиты со своими врагами не церемонятся. Их почерк при устрашении традиционных мусульман - это видеообращения в интернете, флэшки и покушения на жизнь. Разыгрывать спектакль с патроном в фотографии они бы не стали. Напомним, что в прошлом году террористы взорвали в автомобиле заместителя Рахимова - Курмана Исмаилова.