Уже который день в политических и экспертных кругах Армении обсуждается скандальное интервью олигарха Рубена Айрапетяна французскому изданию Nouvelle d' Armenie. Айрапетян заявил, что экс-президенты страны Левон Тер-Петросян и Роберт Кочарян объединились против действующего главы государства Сержа Саргсяна. К этому выводу олигарх приходит, рассуждая о последних протестных процессах, вызванных недавней гибелью военного врача Ваге Аветяна, который бил до смерти избит охранниками ресторана "Арснакар". Этот ресторан принадлежит семье Айрапетяна.
"Это стая волков. Я их так называю. Туда входят партия "Процветающая Армения" (ППА), Левон Тер-Петросян (лидер оппозиционного блока "Армянский национальный конгресс" - прим. автора) и Роберт Кочарян, экс-президент. Их цель - ослабить и дискредитировать верных Сержу Сагрсяну людей, чтобы ППА с Кочаряном прошли к власти. Все они объединились, и эта борьба не является движением гражданского общества против меня. На самом деле они таким образом пытаются ослабить президента Сержа Саргсяна", - подчеркнул Айрапетян, добавив, что протестные акции профинансировал лидер ППА Гагик Царукян.
Мнения экспертов в Армении по поводу громкого заявления Айрапетяна разделились. Некоторые из них склонны считать, что олигарх раскрыл все карты внутривластной борьбы в Армении. Другая же часть думает, что данное заявление - фарс, и преследует цель дискредитировать оппозицию, обвиняя ее в заговоре с Кочаряном, против которого АНК вел активную борьбу.
На самом деле в заявлении Айрапетяна присутствуют как элементы фарса, так и реальные вещи. Не следует забывать, что это интервью человека, который уже довольно длительный период находится под сильным общественным давлением.
Однако ни для кого не секрет, что между "Процветающей Арменией" и правящей Республиканской партией, лидером которой является Серж Саргсян, происходит довольно острая борьба за властные рычаги, что есть суть политики. Более того, эта борьба наглядно демонстрировалась в ходе парламентской гонки в мае текущего года. Она дошла до апогея, когда ППА отказалась вступить в правящую коалицию. Сейчас же ее представители в каждый удобный момент обрушиваются критикой на власть.
Что касается взаимодействия АНК и ППА, то такой феномен присутствует. Отрицать это невозможно, ибо силы, фигурирующие в оппозиционном поле, обречены на сотрудничество (цели у них могут быть разными, что в данном случае не важно), так как "враг" у них один.
Вместе с этим о заговоре Кочарян-Тер-Петросян против Сержа Саргсяна вряд ли можно говорить серьезно, поскольку это не укладывается в нынешнюю политическую конъюнктуру, которая складывается из армянской политической реальности. Дело в том, что совсем недавно в Армении прошли выборы в органы местного самоуправления, в результате которых мэром второго по численности населения армянского города Гюмри без особых трудностей стал представитель ППА, бывший вице-спикер парламента Самвел Баласанян. До этого городом довольно длительный период правил его незаменимый мэр из РПА Вардан Гукасян, с именем которого связаны различные скандальные истории.
Конечно же, становление Баласаняна в качестве нового градоначальника Гюмри не могло произойти так легко без согласия президента Сержа Саргсяна. Более того, Баласанян выдвинулся в мэры именно после встречи с Саргсяном. Иными словами, согласие президента уступить город представителю второй по численности депутатов партии в парламенте можно трактовать как первую видимую попытку договориться с ППА по поводу президентских выборов 2013 года.
Несмотря на сказанное, пока нельзя утверждать, что торг с "Процветающей Арменией" по поводу президентского кресла начался. С одной стороны мы наблюдаем за тем, как легко Баласанян становится мэром Гюмри, а президент называет ППА партией, которая "не враг". С другой стороны, до сих пор не прекратилось давление на видного представителя ППА, экс-главу МИД Вардана Осканяна, против которого в Службе национальной безопасности страны было возбуждено уголовное дело по факту отмывания денег.
Резюмируя, можно подчеркнуть, что в настоящий момент политика "кнута и пряника" системы власти в отношении "Процветающей Армении" все большее тяготеет к "прянику", о чем свидетельствуют благосклонные жесты на уровне президента. Эти жесты, конечно же, подразумевают определенный ответ, который Саргсян попытается получить ближе к президентской гонке в виде политических решений от "Процветающей Армении".
Аршалуйс Мгдесян