В Ингушетии, как и в 2008 году, опять собирают подписи за возвращение Руслана Аушева. Тогда оппозиция написала прошение президенту России, чтобы он назначил ингушского народного героя и по совместительству Героя Советского Союза на место Мурата Зязикова. Теперь глав субъектов выбирают, и инициативная группа готовит челобитную самому Аушеву, убеждая выдвинуть свою кандидатуру. В прошлый раз он так и не согласился вернуться в политику. Есть ли перспективы у нынешнего призыва "Руслана на царство"?
Год 2008-й. По всей Ингушетии проходят антизязиковские митинги. Народ возмущается беспределом со стороны силовиков, которые похищают людей. Оргкомитет протестных акций под руководством Магомеда Хазбиева собрал более 100 тысяч подписей за возвращение Руслана Аушева. Тогда этот вопрос целиком зависел от президента России, поэтому прошение было составлено на имя Дмитрия Медведева. Но Мурат Зязиков нещадно разгонял эти митинги и преследовал активистов. Владельца оппозиционного ресурса "Ингушетия.ру" Магомеда Евлоева "нечаянно" убил при задержании сотрудник МВД. Руслан Султанович долго отмалчивался, а потом расплывчато пообещал "быть со своим народом, если его будут бить". В итоге Зязиков своего поста все-таки лишился, но вместо Аушева Ингушетия заполучила Юнус-Бека Евкурова.
Год 2013. Антиевкуровские митинги прошли минувшей осенью. Все тот же Магомед Хазбиев отсидел за несанкционированные выступления 15 суток. Претензии к другому президенту все те же - бесследные исчезновения людей и уничтожение "предполагаемых боевиков" без суда и следствия. И опять выход все видят в возвращении Руслана Аушева, получившего звание Героя Советского Союза за подвиги в Афганистане, поистине народного ингушского героя.
Но в новой инициативной группе по приглашению Аушева уже не фигурирует имя Магомеда Хазбиева. Республиканская партия России - Партия народной свободы (ПАРНАС) уже одобрила эту кандидатуру в качестве своего выдвиженца в президенты Ингушетии на предстоящих 8 сентября выборах. Сейчас за Аушева подписались правозащитники Магомед Муцольгов и Муса Мальсагов,
Руководит группой Якуб Местоев, возглавлявший когда-то аушевский президентский аппарат. Как он заявил в комментарии корреспонденту "Большого Кавказа", таких объединений активистов в республике немало: процесс сбора подписей за Аушева принял стихийный характер. Но Местоев надеется объединить всех сторонников экс-президента. Планируется открытие сайта, на котором каждый сможет оставить свой "автограф".
Инициативная группа, по словам Якуба Местоева, не собирается противопоставлять себя "ни предыдущей власти, ни действующей власти, ни будущей власти". "Наша задача определена двумя посылами. Первое - отстоять возможность проведения альтернативных всеобщих выборов в Ингушетии. И второе - убедить Руслана Султановича участвовать в этих выборах", - подчеркнул он.
В заявлении инициативной группы сказано, что Аушев "в тяжелейший для нашего народа период взял на себя огромную ответственность, объединил наше общество и заложил основы для динамичного развития республики". Поэтому, на взгляд сторонников возвращения "Руслана на царство", он является "наиболее достойным лидером нашего народа, который сможет консолидировать общество, обеспечить максимальный прогресс в социально-экономическом развитии".
С самим Аушевым, как говорит Местоев, сбор подписей не согласовывался. Летом прошлого года он дал интервью одной из радиостанций, в котором раскритиковал нынешнюю ситуацию с коррупцией и с бессудными расправами в Ингушетии. Но на вопрос о желании вернуться в политику ответил уклончиво "Я занимаюсь, чем занимаюсь".
Инициативную группу такая позиция не смущает, как не останавливает и бесплодная акция по сбору подписей в 2008 году. "Но есть еще и высказывание Руслана Султановича о том, что он всегда со своим народом был, есть и будет, - напомнил Якуб Местоев. - Поэтому мы хотим убедить его, чтобы он выставил свою кандидатуру. Это наше право, право инициативной группы, право народа. Мне кажется, из политики он никогда не уходил. Это личность настолько масштабная, что ему вряд ли когда-либо удастся уйти из нее".
На взгляд ингушского политолога Руслана Хаутиева, возвращение Аушева весьма вероятно. "Он всегда говорил, что если народ поддержит, то он не откажется. Поэтому если отсюда движение пойдет, то скорее всего он согласится", - отметил эксперт в комментарии корреспонденту "Большого Кавказа".
А уж если Аушев действительно вернется, полагает Хаутиев, то с ним не сможет конкурировать никакой другой кандидат в президенты Ингушетии. "Период Аушева - это период восстановления республики. Вы помните, что после объявления независимости Чечни, Ингушетия провела референдум и более 90 процентов жителей высказались за сохранение в составе России. Затем был осетино-ингушский конфликт. Конечно, Аушеву достались не самые лучшие годы, и надо отдать должное, что именно в период его правления в республике были заложены основы государственности. Аушев - это как Петр Первый в судьбе русского народа", - смеясь, отметил наш собеседник.
Другой вайнахский политолог Руслан Мартагов недавно заявил, что участие в выборах Аушева, равно как и Мурата Зязикова, "напрямую зависит от воли Кремля". Надо полагать, он и ушел из политики не совсем по своей воле. О претензиях к Руслану Султановичу можно догадываться по антиаушевским публикациям 2008 года. Авторы припоминали ему похищения людей чеченскими бандитами с целью выкупа. Как утверждал главарь НВФ Салман Радуев, администрация Аушева имела к этому бизнесу "прямое" отношение. При Аушеве все налоги, в том числе федеральные, оставались в республике, но шли не на повышение благосостояния народа, а строительство амбициозных проектов, типа новой столицы Магаса. И, наконец, в 90-е годы руководство чеченских сепаратистов отдыхало и лечилось в Ингушетии. Видимо, этого было достаточно для того, чтобы Путин, начав закручивать гайки по стране, сменил Аушева на более послушного Зязикова.
Руслан Хаутиев, впрочем, считает все эти претензии необоснованными. В республике во времена Аушева приютились десятки тысяч беженцев из Пригородного района и Чечни. Естественно на их содержание требовались дополнительные средства. А за хорошие отношения с сепаратистскими лидерами осуждать одного лишь ингушского президента нелогично. "Что касается Басаева, Дудаева и остальных, надо понимать, что до чеченских войн эти люди имели хорошие отношения и с чиновниками из федерального центра, встречались с ними, проводили переговоры. Аушев проявил братское отношение к чеченскому народу, приютив беженцев. Он показал свою человечность", - говорит политолог.
Ну а похищают людей в Ингушетии и сейчас. Иногда это тоже бизнес, иногда - топорная работа спецслужб. Только не факт, что Аушев все это сможет прекратить.