Под южноосетинскими паспортами в России живет немало людей, которые не имеют отношения к этой республике, начиная от граждан закавказских стран и заканчивая жителями Чечни и Ингушетии. Одних прельщает простота въезда в Россию, других — возможность не растаможивать автомобили. В связи с участившимися случаями выявления фальшивых документов МВД Южной Осетии обещает ускорить замену паспортов образца 2006 года на введенные в 2011 году. Это повысит доверие к южноосетинским удостоверениям личности и автоматически отсечет "лишние" голоса на будущих парламентских выборах.
МВД Южной Осетии сообщает об участившихся случаях подделок паспортов граждан республики и ускоренной замене старых удостоверений личности на новые, образца 2011 года. "С целью пресечения фактов подделки паспортов, а также их совершенствования и увеличения степеней защищенности, Министерством внутренних дел Южной Осетии прорабатывается механизм и программа по замене паспортов граждан РЮО образца 2006 года", — заявили в министерстве.
Источник "Эха Кавказа" в силовых структурах Южной Осетии уточнил, что с фальшивыми паспортами в России часто попадаются граждане Грузии. Но далеко не только грузины обзавелись документами не так давно признанной республики, которой официальный Тбилиси сейчас безуспешно пытается навязать свои хотя бы нейтральные паспорта. Руководитель Управления паспортно-визовой службы при МВД РЮО капитан милиции Мурат Тибилов рассказал, что на территории других государств задерживают с поддельными югоосетинскими удостоверениями личности также армян, азербайджанцев, абхазов, чеченцев, ингушей и представителей других национальностей.
Появление фальшивок он связал с ситуацией 2006 года, когда перед выборами президента впервые были введены паспорта Южной Осетии. "Воспользовавшись бюрократической неразберихой и межведомственной чехардой, какие-то недобросовестные лица в корыстных целях осуществили хищение паспортов, то есть пропала часть чистых бланков, — объяснил Мурат Тибилов. — Хочу также отметить, что качество изготовления паспортов, которые исчезли, было такое высокое, что неспециалист просто не различит подделку, однако есть множественные факты и того, что появились бланки паспортов РЮО, на которых подделка видна невооружённым глазом".
Всего южноосетинских паспортов образца 2006 года было выдано 60 тысяч. В 2011 году их решили заменить на новые, но не в авральном порядке, а постепенно: в связи с достижением определенного возраста, сменой фамилии и или уточнения дат, утерей либо порчей документа. По данным на октябрь прошлого, 2013 года, паспортов нового образца выдано 12 тысяч. То есть замене подлежат еще порядка 48 тысяч "корочек". Теперь процесс выдачи новых документов форсируют.
По мнению южноосетинского эксперта Алана Парастаева, спешка с заменой паспортов связана не только с подделками, о которых было известно давно, но и с какими-то тайными причинами, которые скоро проявятся. Возможно, предположил политолог в комментарии корреспонденту BigCaucasus, таким образом правительство Южной Осетии готовится к парламентским выборам, которые должны пройти в мае 2014 года.
"Может быть, власти хотят нивелировать большой процент югоосетинских паспортов, выданных за пределами Южной Осетии? — размышляет эксперт. — Масса паспортов может быть использована для вбросов и других технологий на избирательных участках".
Подделками такие паспорта, по мнению Парастаева, не являются, так как они оформлены на настоящих бланках российского государственного предприятия. "Другое дело, что паспорта, распечатанные на "Госзнаке, могли быть украдены и вывезены предыдущим руководством для их последующей продажи. Я думаю, что это приближенные к Кокойты сотрудники силовых структур, которые имели доступ к этим бланкам, вывозили их и в частном порядке раздавали и продавали. И в Грузию их много ушло, и в республики Северного Кавказа. Были даже ставки, за сколько можно купить паспорт, — напоминает эксперт. — Это прекратилось с приходом министра МВД Ахсара Лавоева".
Вообще-то, почти у всех граждан Южной Осетии были и российские паспорта, с которыми и работать и жить в России гораздо проще. Правда, сейчас, по словам Парастаева, "многие граждане Южной Осетии уезжают в Москву и пользуются там южноосетинскими паспортами, которые вызывают уважение больше, чем паспорта других стран". Но в частных конторах к южноосетинским документам относятся с подозрением, "тем более что в последнее время было много случаев, когда владельцы этих паспортов бывали вне закона, в частности, это было связано с растаможкой автомобилей".
Парастаев считает, что выдача паспортов Южной Осетии превратилась в бизнес именно благодаря возможности не растаможивать машины с южноосетинскими номерами. "Получали паспорта люди, которые не имели прямого отношения к Южной Осетии, не проживали в ней, не работали, не имеют с нею связей. Получить гражданство у них не было поводов, кроме как оформление автомобиля и возможность избежать растаможивания и ездить на южноосетинских номерах. Это реальная проблема, которая наносит весомый урон Таможенной службе России, потому что растаможка иностранных автомобилей достаточно дорогая".
В свою очередь, граждане закавказских стран приобретением южноосетинского паспорта облегчали себе передвижение по России. "Гражданам Грузии вообще было проблематично попасть в Россию", — отмечает эксперт. Он уверен, что обмен паспортов не поможет бороться с незаконно выданными документами, поскольку "какая-та масса бланков паспортов осталась на руках бывших чиновников", и удостоверения граждан РЮО даже образца 2011 года все равно где-то будут нелегально выдавать.