Люди, которые сведущи в этой теме, говорят, что ухудшение криминогенной обстановки произошло в последнее время, после прихода к власти Александра Анкваба. Прежний глава республики Сергей Багапш был мастером компромисса. При нем сложилась ситуация, когда криминалитет среднего уровня так или иначе заняли делом в сферах, функционирующих в рамках закона. Анкваб же, как матерый милиционер, ненавидящий преступный мир, лишил его постоянных источников дохода, что побудило нарушителей выйти "на тропу войны". В прошлом году произошла серия нападений на инкассаторов, а также на владельца крупного агропромышленного предприятия, который вез зарплату. Был и случай похищения человека. Это - шикарная статистика даже для средней российской области. Тяжкие преступления можно пересчитать по пальцам. Но в Абхазии, где все друг друга знают, похищение человека - очень опасное занятие. В любом случае, речь идет о тяжких преступлениях. А сейчас, похоже, главная проблема - это мелкие кражи, воровство в общественном транспорте и так далее.
В разговоре с GTimes сотрудник Министерства внутренних дел, который, разумеется, не называет своего имени, рисует нам портрет абхазского преступника. "Людям, которые разбивают стекла в машинах туристов, или вытаскивают кошельки, по 20-25 лет. Это реально ущербные люди. Знаешь, как они выросли? Их не водили в школу, они реально полноценно не знают ни абхазский, ни русский языки, это маргиналы, которых нищета выбросила на сухумский рынок. Не торговать, а воровать. В деревне им делать нечего, в селе правда бедно. В принципе, они безобидные. Но у них нет моральных норм, и к тому же из-за необразованности они глупы и делают ошибки. Например, много было случаев, когда лезли снимать контактную сеть с железной дороги. Человек, который хоть что-то где-то слышал, никогда не пойдет на это - потому что это самоубийство. Или был случай, они спланировали ограбить дом охотника, просто потому, что дом находится на отшибе, но не подумали, что у охотника, разумеется, дома оружие. И он их поубивал", - говорит наш собеседник.
"Сейчас все меняется. Растет здоровое поколение. А это поколение - в значительной степени потерянное из-за последствий войны. Люди выживали, на детей внимания не обращали. И после войны "блатной" был кумиром молодежи. Существует целая субкультура поклонения уголовному миру. Сейчас этого меньше, но в школах до сих пор слово "вор" - это не ругательство", - продолжает сотрудник МВД Абхазии.
Так что пока до победы над преступностью в Абхазии далеко. МВД, конечно, работает плохо, но проблема не только в этом. В обществе нет атмосферы законности. А это - работа не оперативников, а государства, которое пока не умеет пользоваться пропагандистской машиной, чтобы как можно меньше людей, выходяших со школьной скамьи, не рисковали жизнью ради модного сотового телефона.