Другой исламовед – Руслан Курбанов - деление на "плохих" ваххабитов и "хороших" традиционалистов считает упрощенной черно-белой картиной происходящего в исламе. На его взгляд, представители самопровозглашенного "Имарата Кавказ" никаких претензий к Курману Исмаилову не имели, и его нельзя считать жертвой противостояния разных течений ислама.
"Такое противостояние характерно для национальных республик Восточного Кавказа - Дагестана, Чечни, Ингушетии, где традиции обрядового бытового ислама очень сильны, потому что там крепкая традиция суфийских братств. Они сильно структурированы, хорошо организованы и сплочены. Они противодействуют идеологической экспансии салафитского, фундаменталисткого ислама и жестко отстаивают свою позицию, - рассказал востоковед. - На Ставрополье таких сплоченных суфийских братств и в таком массовом количестве нет. Поэтому говорить, что смерть Курмана Исмаилова связана с борьбой между различными ветвями ислама, неправильно".
Как прояснил старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Руслан Курбанов, муфтий Ставропольского края и глава Всероссийского муфтията Мухаммад Рахимов взял на работу такого авторитетного проповедника, выпускника зарубежного университета, которого силовики воспринимали как ваххабита, с намерением сблизить позиции двух видов ислама и двух поколений.
"Духовное управление хотело консолидировать мусульманскую общину Ставропольского края, и это была благая цель, - отметил эксперт. -Исмаилов чурался, когда его называли салафитом, и предпочитал называться последователем исламской умеренности в той версии, в которой его продвигает кувейтское государство".
"Претензии к Исмаилову были со стороны тех сил на Ставрополье, которые не хотели стремительной исламизации края, - считает Курбанов. - Это могли быть нечистоплотные сотрудники правоохранительных органов или же силы националистического толка. Те, кто раздражался, глядя, как энергично распространяется ислам на Ставрополье, благодаря усилиям таких ярких и энергичных проповедников, как Курман Исмаилов".
На вопрос корреспондента GTimes о том, отказался ли заместитель муфтия от ваххабитского учения, как об этом заявил Хузин, исламовед ответил: "Ваххабитский ислам – это такой жупел, пропагандистский, ненаучный термин. Ваххабитом на Кавказе могут назвать любого, кто в чем-то расходится с позицией официального Духовного управления. Пока Исмаилов был независимым проповедником, его любой мог обвинить в ваххабизме. Но когда он стал представителем духовного управления, по законам жанра, все муфтии должны были сказать, что Курман Исмаилов отказался от ваххабитского прошлого и стал "нормальным парнем". Но это логика обывателей. В исламе есть множество различных течений, методологий. Даже работая в Духовном управлении, Исмаилов оставался верным методологии, которой его научили в Саудовской Аравии. Она не является ваххабитской методологией. Это методология, когда человек самостоятельно ищет ответы на волнующие его вопросы – в Коране, в книгах. Он прекрасно владел арабским языком и становился таким исследователем ислама, который находил ответы на вопросы прихожан. Старшее поколение муфтиев этого не может делать, потому что у них не хватает образования".
Мстить Исмаилову ваххабиты в принципе не могли, уверен сотрудник Института востоковедения. Во-первых, проповедник никогда не был на стороне тех, кто призывает к насилию. "Он никогда не сотрудничал с боевиками. Он принимал участие в митинге 2010 года "Ислам против насилия", после взрывов в метро. Он всячески отвергал экстремизм, вражду, диверсии. Он всегда идеологически противостоял боевикам", - подчеркнул Курбанов. Во-вторых, ваххабиты не убивают пылких проповедников, которые способствует распространению ислама.