Делегаты чрезвычайного съезда кумыкского народа настаивают на переговорах с участием представителей федерального центра, потому что в вопросах урегулирования земельных проблем этноса не обойтись без третьей стороны. Об этом в интервью корреспонденту "Большого Кавказа" заявил глава старейшин кумыкского народа Абсалитдин Мурзаев, отвечая на высказывания в прессе оппонентов, считающих, что кумыкам следовало начать решать свой вопрос в Дагестане, обратившись к врио президента республики Рамазану Абдулатипову, а не созывать съезд на территории Ставропольского края.
Упомянутый съезд прошел 10 февраля в Пятигорске, причем изначально мероприятие планировалось как учредительное собрание межрегиональной общественной организации "Конгресс кумыкских общин России". По результатам обсуждения насущных для этноса проблем 375 делегатов из Дагестана, Чечни и Северной Осетии приняли резолюцию и обратились к президенту России с просьбой направить в Дагестан комиссию для изучения социально-экономического положения кумыкского народа.
Кумыки просят восстановить Таркинский район с передачей под его юрисдикцию всех земель, утраченных в 1944 году, когда народ был принудительно переселен на земли депортированных чеченцев. Делегаты съезда выразили недовольство "антикумыкской" кадровой политикой нового главы Дагестана, а также пообещали провести в Пятигорске шествие к резиденции полпреда президента РФ в СКФО Александра Хлопонина, если их проблемой не займутся федеральные власти.
"Когда мы выступили с резолюцией, нам говорили, что мы придираемся, мол, Абдулатипов еще не сформировал команду и рано делать выводы, - говорит в интервью "Большому Кавказу" Абсалитдин Мурзаев. - Но к тому моменту уже почти во всех 18 министерствах были произведены назначения - может, одно-два кресла еще пустовали. Кроме того, наш протест не связан с количественным представительством в правительстве: в Дагестане такая ситуация, что сколько не назначь министров-кумыков, все равно им придется обслуживать интересы двух доминирующих этносов. Речь идет о том, что сам подход к формированию правительства новым президентом выдает его отношение к проблемам кумыков в частности и жителей равнинных районов в целом. Ногайцы и терские казаки озабочены тем же, что и мы: сокращением ареала обитания. Хватит прикрываться отгонным животноводством и инвестиционными площадками! Огромные земельные массивы не обрабатываются, их скупили и держат про запас".
Чтобы проиллюстрировать свое видение принципа формирования правительства, Мурзаев условно поделил кабинет министров на блоки. Согласно его дифференциации, кумыкам не достались портфели в "социальном блоке": министерствах спорта, образования, здравоохранения, культуры, труда и социального развития, а также в "экономическом блоке", связанном с распоряжением земельными ресурсами: министерствах сельского хозяйства, промышленности, связи, строительства и ЖКХ. К последнему блоку относится и "Россельхозбанк".
Бывшее министерство земельных и имущественных отношений, по словам кумыкского общественника, переименовали в министерство госимущества, чтобы "спрятать" производное от слова "земля". "А министром поставили лакца, - добавляет собеседник. - Мы вынуждены заострять внимание на этом вопросе, потому что руководство республики предлагает переселить лакцев из Новолакского района в Караман, где жители поселков Тарки, Кяхулай и Альбурикент 12 апреля прошлого года разбили палаточный город и с той поры проводят там бессрочную акцию протеста".
Абсалитдин Мурзаев также выразил обеспокоенность возможным ростом радикализма среди кумыкской молодежи. Свою задачу как председателя Совета старейшин он видит в том, чтобы перевести решение проблемы в цивилизованное, конструктивное русло, при этом признается, что уже не знает, как убеждать молодых людей оставаться законопослушными. "Молодежь нам говорит: вы пишите, жалуетесь, а над вами там смеются, плюют на вашу писанину - и мне нечего им возразить. Они уверены в том, что сегодня политика в России делается на улице. Что тут скажешь? Любимая фраза чиновников: обращайтесь в суд. На все вопросы у них один ответ", - сетует Мурзаев.
"Общественные организации не смогут удержать молодежь от дальнейших радикальных шагов, если государство в очередной раз проявит пренебрежение, - обращает внимание глава старейшин. - В 2008 году кумыки уже обращались к депутатам Госдумы России, нынешний председатель Народного собрания Дагестана Магомед-Султан Магомедов рассказывал президенту Владимиру Путину о катастрофическом положении кумыков. Абсолютно никакой реакции не последовало. На своей исторической родине мы превратились в национальное меньшинство. Ни один народ этого бы не потерпел. Между тем Конституцией нам гарантирована защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Мы требуем соблюдения Конституции и просим начать наконец с нами диалог".
Как отмечает Мурзаев, земельный вопрос усугубляется тем, что более 100 тысяч кумыков, живущих сегодня в Западной Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, хотят вернуться на родину, но не могут, потому что им попросту негде жить. В качестве первого шага по урегулированию проблемы лидеры кумыкского протеста предлагают провести инвентаризацию земель с включением в комиссии представителей общественности, чтобы не получилось, что "те, кто присваивает, потом и инвентаризируют". В заключение Мурзаев также добавил, что в кумыки уповают на федеральный центр, "так как при клановости и круговой поруке на местах ничего решить не получится".