Вернемся, однако, к Ходжалу, основной теме нашего диспута. Будучи участником операции по уничтожению незаконных бандформирований в этом селе, я вплотную занимаюсь проблемой Ходжалу ровно 20 лет, начиная с того момента, как она рассматривалась в 1992 году в Комиссии по правам человека ООН. Поэтому мне было интересно прочитать Керимли, поведавшего о том, что в Ходжалу "не было ни одного военного". В докладе правозащитного центра "Мемориал" четко указано, что к моменту штурма Ходжалу в распоряжении азербайджанских сил поселка находились две боевые ракетные установки реактивного залпового огня БМ-21 "Град", четыре модифицированные установки реактивных ракет "Алазань", одна пушка калибра 100 миллиметров и три единицы бронетехники. Видимо, всей этой военной техникой, расположенной, добавлю, в жилых кварталах Ходжалу, и ежедневно обстреливающей Степанакерт и окрестные армянские поселения, командовали пастухи да пастушки. А Алиф Гаджиев был не командиром окопавшегося в Ходжалу бандформирования, а учителем чистописания в начальных классах.
Трагедия Ходжалы. Армения наступает
Я не случайно упомянул, что занимаюсь исследованием трагедии в Агдаме (ныне Акна) вот уже 20 лет. Дело в том, что буквально до недавнего времени я был убежден, что ходжалинцев расстреляли на подступах к Акне непреднамеренно, по недоразумению, приняв массу беженцев за наступающих армян. Но в этом рассуждении был не поддающийся логике изъян. Дело в том, что на описываемое время в Акне был сосредоточен мощный по тем временам азербайджанский военный кулак, насчитывающий до 35 тысяч стволов. В Акне не должны были подумать, что армянские отряды, сильно ограниченные в количестве, могли решиться на столь авантюрный штурм, да еще одновременно с Ходжалинской операцией, в которую были вовлечены большинство наших бойцов. Не давало покоя и то обстоятельство, что на заснятых азербайджанским оператором кадрах близ Акны было от силы два десятка трупов. Остальных погибших найти никак не удавалось.
Помогла мне, как это ни странно, Татьяна Чаладзе, одна из самых яростных пропагандистов азербайджанской версии событий вокруг Ходжалу, сделавшая на этой трагедии людей карьеру в Баку. В недавней публикации она - председатель Объединения помощи беженцам и вынужденным переселенцам, замредактора публикующей только официальные сообщения газеты "Бакинский рабочий" - пролила свет на неизвестные доселе обстоятельства и место гибели жителей поселка. Чаладзе, вхожая в инстанции, куда простым жителям Азербайджана вход наглухо закрыт, пишет, что ходжалинцев "встретила третья, дополнительная линия огня, недалеко от села Гюлаблы. Еще одна группа ходжалинцев, около 200 человек, нарвалась на армян уже недалеко от азербайджанского села Шелли. Отсюда спаслись единицы".
Чаладзе, в отличие от Керимли, не стала отрицать наличие предоставленного армянской стороной коридора для выхода населения. При этом она, в стремлении обвинить Силы Самообороны Арцаха, называет этот коридор "приманкой". Остается непонятным, зачем "приманивать" куда-то тех, кого просто можно было не выпускать, но это уже особенности азербайджанской пропаганды. Нам в данном случае интересны выданные Чаладзе новые места убийства ходжалинцев - азербайджанонаселенные села Гюлаблу и Шелли. Данные населенные пункты, как и Акна, до лета 1993 года находились под контролем вооруженных сил Азербайджана, и наличие там армянских подразделений просто исключается. Интересующимся советуем ознакомиться с картой региона.
Учитывая новые сведения, вынужден признать, что ошибался до сих пор: вооруженные отряды Азербайджана расстреливали ходжалинцев не по ошибке, а преднамеренно. И произошло это вследствие развернувшейся в этой республике внутриполитической борьбы, когда набравший силу Народный фронт решился на изгнание президента Азербайджана А. Муталибова и захват власти в республике. Что и произошло спустя всего несколько дней.
Не потому ли 31 марта 1994 года Гейдар Алиев распорядился закрыть уголовное дело по поводу гибели ходжалинцев, что следователи слишком близко подобрались к истине?"
Рассказал Левон Мелик-Шахназарян
Опубликовал корреспондент