Недалеко от будущего «Матласа» принимает туристов небольшой горнолыжный курорт «Чиндирчеро». Как рассказал корреспонденту GTimes его генеральный директор Ризван Омаров, «курорт начинался, когда еще не было ни программ туристического кластера, ни свободных экономических зон», и сейчас напрямую планы правительства его не задевают. Тем не менее, если туристическая инфраструктура вокруг будет развиваться, это пойдет «Чиндирчеро» на пользу, говорит наш собеседник.
Омаров считает проект туркластера вполне перспективным при условии, что будет обеспечена безопасность туристам. Именно этот фактор сказывается на контингенте отдыхающих в Чиндирчеро. В основном это дагестанцы. Москвичей и жителей других регионов - по пальцам пересчитать.
«Это от обстановки в Дагестане зависит. Первое время у нас было очень много приезжих туристов. На новогодние праздники заезжали и отдыхали до 130-140 человек. В этом году, конечно, их было гораздо меньше», - отметил Омаров. При этом он уверен, что атмосферу нагнетают не столько боевики, сколько средства массовой информации: «Люди, которые к нам приезжают, бывают удивлены. Говорят: у нас было совсем другое представление о Дагестане».
На это несоответствие имиджа республики и ее реальной жизни обратила внимание корреспондента GTimes и Любовь Каштанова, главный бухгалтер дагестанской турфирмы «Джами», в прикаспийском гостиничном комплексе которой в прошлом году отдохнули три тысячи приезжих из разных регионов России.
«Кто один раз приехал, сюда потом без боязни едут, - заверила собеседница. - Поезда в прошлом году только пару раз задержали. А так хорошо и поезда, и автобусы ходят, и самолеты летают. Трассы хорошие. Да и мы тут живем. Я русская, у меня трое детей тут выросло. Никаких стрессовых ситуаций у нас не было. Никаких ограничений в передвижении. Я могу выехать в 11-12 вечера и спокойно добраться до дома. Боевики, шахидки могут появиться в любом городе, даже в Москве. Поезда взрывали и на ленинградском направлении. От такого никто не застрахован. Да, у нас милиционеров стреляли, но это, наверное, местные разборки. Бандитские авторитеты есть в любом городе. У нас сейчас везде милиционеры, ОМОНовцы стоят на всех постах и поворотах. Много профилактических проверок. Сюда боевики боятся заезжать. А мы привыкли, для нас это нормально».
Комплекс «Джами» открылся в 2006 году и постепенно увеличивает спектр услуг и количество мест для отдыхающих. Заложен розарий, строится сауна, пляжный песок чистят специальной машиной. Туристы не только купаются, но и выезжают на экскурсии, в том числе древний город-крепость Дербент. Со следующего года это агентство заключило договора с туристическими организациями в Пензе, Краснодаре, Петербурге, Москве, Новосибирске, Барнауле и Тюмени, так что приезжих из других регионов станет на порядок больше.
На побережье много и других курортов и санаториев, но еще больше неблагоустроенных пляжей, которые ждут своих инвесторов, готовых сделать отдых на Каспийском побережье максимально комфортным. А природа республики вполне достойна того, чтобы ею хоть раз в жизни полюбовался каждый россиянин. Море не глубокое и быстро прогревается, до 26 градусов. Пляжи сплошь золотисто-песочные. Рядом причудливые горы и шумные водопады. Много солнечных дней и местных южных фруктов.
Все это убеждает, что у туризма в Дагестане есть будущее, вопреки всем негативным оценкам.