Развитие или разруха, богатство или бедность, демократия или диктатура? Можно ли верить бравурным отчетам правительства Грузии, уверяющим, что страна расцветает день ото дня? Только что начался туристический сезон, и власти кавказской республики утверждают, что он принесет немыслимую прибыль. Что ж, туризм так туризм. Корреспондент GeorgiaTimes отправился в Грузию, чтобы своими глазами увидеть, что о сегодняшнем Сакартвело правда, а что ложь.
Дипломатических отношений у России с Грузией нет, а прямые рейсы Москва-Тбилиси - есть. Такой вот парадокс.
Театр начинается с вешалки, а Грузия - с аэропорта. Точнее, с визы. Граждане РФ получают чаемую наклейку в паспорт, в прямом смысле этого слова, "не отходя от кассы". Визу влепляют сразу по прибытии, стоит она 50 лари - порядка 850 рублей. Обменять валюту и заплатить можно тут же: впритык к "визовому отделу" - банковское окошко, и даже курс божеский.
Но одних денег мало: для получения визы требуется заполнить анкету с рядом стандартных вопросов: кто ты, кем работаешь, для чего и на сколько приехал в Сакартвело? Анкеты раздает улыбчивая сотрудница пограничной службы.
- На каком языке заполнять? - спрашиваю я. Она на секунду задумывается, будто мысленно взвешивает что-то.
- На английском... Но можно и на русском... Но все-таки лучше... а, на каком хотите! - так и не сумев сделать выбор, в конце концов машет рукой пограничница. На вид ей максимум тридцать, но она превосходно говорит на "языке оккупантов".
В "визовом отделе" без эмоций рассматривают по-русски заполненную анкету, забирают квиток об оплате, безразлично листают паспорт и, наконец, шлепнув печать, отправляют на погранконтроль. Там-то и вклеивают визу - очень красивую, бело-голубую, с голограммой и рисунками. Не чета скромным визам Турции или Египта, которые точно так же ставят туристам по прилету. Здешняя по размерам ничем не уступает Шенгенской, а по красоте, пожалуй, ее превосходит. Что и говорить - это Кавказ, это понты.
По дороге из аэропорта в Тбилиси спрашиваю шофера такси:
- Много в Грузию приезжает туристов? И откуда?
- Больше всего из Прибалтики, Израиля, Турции... Европейцы есть.
- А из России?
Водитель глядит на меня с искренним удивлением.
- А из России, Украины и Белоруссии - мы даже не считаем. Полным-полно, но разве это туристы? Это ж свои, наши.
В его голосе такая железобетонная уверенность, что я начинаю сомневаться: знает ли этот человек о развале Союза, о войне 2008 года, о настроении своего правительства, в конце концов. Оказывается - знает.
- Э, слушай, это политика, - презрительно говорит он, руля по улице Джорджа Буша, которой встречает приезжающих город Тбилиси. - Народ совсем по-другому думает. Ты сам все увидишь.
Со стены, тянущейся вдоль улицы, машет рукой нарисованный одноименный американский президент. Мы сворачиваем на улицу Леха Качиньского. Недобрые для России имена и лица... Неужели нас здесь действительно встречают не как "оккупантов" и врагов, а до сих пор - как "своих"? Похоже, что враждебность к русским упорно насаждается сверху, но никак не приживается она на доброй грузинской земле, не отвыкшей радоваться северным гостям.
Здания вдоль дороги украшены флагами. Не только бело-красным - рядом с ним полощется на ветру сине-звездный стяг Евросоюза.
- Не вступили, так хоть флаг повесили. Примазались, да, - презрительно фыркает водитель, бесцеремонно тыкая пальцем в европейское полотнище.
- Вы не хотите в Евросоюз? - немного удивляюсь я.
Водитель машет рукой.
- Кому мы там нужны? Надо дружить с Россией, а мы все куда-то не туда смотрим.
Надо дружить с Россией - эти слова за неделю, проведенную в Грузии, я услышу еще сотню раз.