Читайте также: Кавказские курды - международные террористы?
С приходом весны езиды семьями, включая детей школьного возраста, поднимают свой скот в горы, а спускаются оттуда осенью. "Дети сильно отстают от школьной программы, что для них не так уж и важно. Езиды так и говорят - ребенок может считать и писать, значит, может продавать сыр, а зачем тогда ему больше учиться? Более того, в ходе моих исследований я выяснила, что до школы подавляющее большинство детей-езидов в селах не знают армянского языка, поскольку они говорят в основном на езидском и мало, или вообще не смотрят телевизор", - отметила Харатян. Только в школе они начинают учить армянский язык, что довольно трудно, поскольку преподаватели не знают езидского языка, и только в четвертом классе детям удается с трудом читать армянские тексты, добавила этнограф.
По сравнению с армянами, езиды намного быстрее выдают замуж своих дочерей. Девочки выходят замуж в 13-14 лет, брак в 17 лет считается "запоздалым и не достойным уважения". "После брака быт езидских девушек не меняется, поскольку они продолжают заниматься скотоводством", - проинформировала Харатян.
Структура езидской общины
Как подчеркнула Харатян, структура езидской общины довольно своеобразна и интересна. Она состоит из трех слоев: пири - высшее духовенство (их очень мало), шейхи - духовные лидеры, и мриты - светское население. Пири в основном занимаются вопросами духовного учения, шейхи же являются духовными наставниками светского населения. Каждая езидская семья имеет определенного шейха-наставника. Между прочим, как подчеркнула эксперт, здесь существуют железные правила по поводу брака: "Строго воспрещаются браки между указанными прослойками. Браки должны происходить внутри этих прослоек".
На ее взгляд, в сохранении указанной традиции очень заинтересованы шейхи, поскольку здесь существует определенная материальная мотивация. "Каждый шейх является духовным наставником отдельной семьи, и он, естественно, не заинтересован в смешанных браках, поскольку во время каждого праздника мриты дарят шейхам довольно щедрые подарки", - подчеркнула она, добавив, что при увеличении количества "смешанных браков" может размываться старый общественный строй, что приведет к уменьшению численности семей мритов.
Езидская община в селах прочно защищена от ассимиляции путем смешанных браков вне общины, поскольку гетто довольно закрытое в этом плане. "В ходе исследования в 2004 году среди 1400 опрошенных езидов я обнаружила только один случай смешанного брака. На то есть две причины: с одной стороны - езидская община не поощряет смешанные браки, а с другой - сами армяне в этом не заинтересованы. Если армянская девушка выходит замуж за езида, она должна безоговорочно принять традиции, быт общины и жить таким образом. В случае если езидская девушка выходит замуж за армянина, то, как правило, она полностью отрывается от общинной жизни", - рассказывает эксперт.
Несмотря на малую урбанизацию езидов, процент их ассимиляции в городах большой, и традиции тут не так устойчивы, поскольку возникает намного больше смешанных браков, на что сами городские езиды смотрят довольно спокойно. "В городах существует и езидская интеллигенция. Здесь они довольно интегрированы. Во времена СССР даже существовала специальная программа по созданию езидской интеллигенции. Это дало определенные результаты и сформировало какую-то прослойку", - отметила Харатян.
Аршалуйс Мгдесян