Снова увеличился поток беженцев из Грузии. Об этом свидетельствуют данные ФМС России и пограничного комитета Беларуси. Из Грузии бегут. Одни - от экономической неустроенности, мечтая поправить материальное положение, другие - от политических преследований. Но нельзя сказать, что иностранцы с восторгом встречают грузинских нелегалов.
Пешком 37-летний грузин шел из Украины в Белоруссию. Он сдался пограничникам у пункта пропуска «Мокраны», попросив политического убежища, сообщили белорусские СМИ со ссылкой на Государственный пограничный комитет республики. Там БелаПАН уточнили, что в последнее время поток грузинских граждан через белорусскую границу увеличился. Эти люди стремятся легально и нелегально проникнуть в Евросоюз. За последний месяц на участке Брестской погрангруппы в Польшу только в законном порядке выехали более тысячи двухсот граждан Грузии. По польской статистике, принята лишь половина из них. Остальные поехали дальше? Очевидно, не все.
Так, в четверг 20 грузин заявили о себе в польском лагере для беженцев в городе Бяла-Подляска. Они забаррикадировались и объявили голодовку, сообщило РИА Новости. Эти грузины должны быть депортированы на родину, однако до отправки домой они были помещены в пограничный лагерь для беженцев. Причиной протеста стало якобы плохое отношение со стороны польских пограничников Однако, по информации Пограничной стражи, причины протеста граждан Грузии иные: мигранты хотят ускорить процесс рассмотрения их дел польскими властями и скорее получить статус беженцев в Польше.
В Россию сейчас грузин едет немного. Сказывается разрыв дипломатических отношений между двумя странами после прошлогодней агрессии Грузии в Южной Осетии. Но если говорить не об общем числе желающих торговать, работать или даже заниматься криминалом, а о грузинских беженцах, то их в последнее время стало больше. «Сейчас идет рост беженцев за счет граждан Грузии. Но это связано не с экономической ситуацией, а с их преследованием со стороны грузинских властей», - заявила журналистам заместитель директора Федеральной миграционной службы (ФМС) Екатерина Егорова. По ее словам «идет счет на сотни человек». Они просто просят статус беженца, так как для политического иммигранта предусмотрена слишком сложная процедура.
В Грузии с 2007 года фиксируют рост эмиграции. До этого в течение четырех лет наблюдался демографический прирост за счет репатриации грузин, в том числе депортированных из России в 2006 году нелегалов. В тот период число возвращающихся соотечественников превышало число въезжающих. Это было связано с надеждами, которые возлагались на только пришедшее к власти правительство, отмечает портал «Бизнес Грузия».
Причиной всплеска эмиграции в 2009 году директор института демографии и социологии Автандил Сулаберидзе называет тяжелое экономическое положение в стране. Как он заявил радио «Коммерсант», закрытие рынков и предприятий способствовало росту числа безработных, а соответственно и желающих покинуть страну. «Что касается мнения относительно того, что якобы в условиях кризиса за границей стало трудным найти работу, то там происходит совсем противоположный процесс: производители стараются нанять дешевую рабочую силу, чтобы сократить тем самым расходы, как это происходило в 30-е годы в Америке во времена великой депрессии», - отмечает Сулаберидзе.
В прошлом году ученые института демографии и социологии провели соцопрос в семьях, члены которых работали заграницей, и выяснили, что три четверти выехавших не собирались возвращаться на родину в ближайшие пять лет. Весенний опрос уже этого года, проведенный институтом среди восьмисот эмигрировавших респондентов, подтвердил, что большинство граждан покидают Грузию из-за нищеты и беспросветности. Улучшить материальные условия жизни едут за границу 40 процентов опрошенных грузин. Решить проблему безработицы таким образом стремятся 31 процент респондентов. При этом восемь процентов оставивших родную землю не видели никакой перспективы в Грузии.