Что касается войны с Абхазией, то Шеварднадзе главную вину возлагает на Тенгиза Китовани:
- Никто не собирался начинать войну. На железнодорожном участке Сочи-Сухуми постоянно грабили составы, помню, ущерб достиг 12.000.000.000 рублей. Выступив на заседании совета, я сказал, что это организованная и тяжкая преступность, с которой не справится милиция, поэтому нужно вводить войска с правом на сопровождение поездов. Уточню - моим предложением было открыть три пункта около Самтредиа, в Сухумском районе и в Леселидзе. Несколько сотен солдат и офицеров получили бы задание сопровождать поезда и грабежи бы прекратились. Таким был замысел. Тогда единственной военной силой была гвардия, которой командовал Китовани, но раз я не был главнокомандующим, выходило, что мой приказ не был обязателен для Китовани.
По поводу сопровождения поездов я говорил по телефону с Владиславом Ардзинба. Он сказал, что все понял и согласен, но пусть кто-нибудь приедет и разъяснит детали. На другой день в Сухуми отправился господин Сигуа, но не нашел Ардзинба. Через два или три дня Китовани на полученных в Ахалцихе от русских танках двинулся к Сухуми. Когда он подошел к городу, я позвонил и категорически запретил вступать в Сухуми. Несмотря на это предупреждение, Китовани вошел в город и не отвечал на мои телефонные звонки.
В чем моя вина? Когда Китовани не повиновался и вошел в Сухуми, наверное, я должен был вылететь туда, встретиться с руководством Абхазии и не допускать вступления Китовани в Сухуми, но что я мог поделать в одиночку? Это сложная проблема. Ответственность за начало войны в Абхазии лежит на том человеке, который ввел войска в Сухуми, - считает экс-президент Грузии.
Кто бы ни был виноват в событиях тех лет, но во время войны погибли около 16 тысяч человек, в том числе 4 тысячи абхазов, 10 тысяч грузин и 2 тысячи добровольцев из республик Северного Кавказа и Южной Осетии. Грузия получила несколько тысяч беженцев. Возможно, спичку к пороховой бочке поднес Китовани, но конфликт-то назревал давно. И не признавать этого, значит по-страусиному прятать голову в песок.
Хотя, наверное, и российских политиков есть о чем спросить. Так, независимый политолог Леонид Радзиховский в своей недавней статье «Война и мир XXI» пишет: Россия была ВЫНУЖДЕНА «реагировать». Совсем другой вопрос, на который я так и не услыхал ясного ответа - почему, собственно, происходила эта «раздача паспортов»? Но ответа уже никто и не ждет... Однако что было - то прошло. У любой войны есть лишь два оправдания: «иначе было нельзя» и «мы извлекли уроки».
Что касается войны 1992 года, то многие политики признают, что ее могло бы и не быть. Но семнадцать лет назад пролилась кровь, погибли люди, были горе и боль. В годовщину, по христианским обычаям, следует почтить память всех павших, не зависимо от того, на чьей стороне они тогда воевали. Это и есть тот урок, который преподносит война. Хотелось бы надеяться, что уроки извлечены, что тем, кому сейчас семнадцать сделают все, чтобы в регионе больше никогда не раздавались залпы орудий, чтобы декларируемые партнерство и сотрудничество не оставались на бумаге, а стали реальностью, дарующей мир Кавказу.