С начала ХХI века Запад внушает бывшим республикам СССР, что им надо забыть о России во имя «демократического» будущего. Часть из них так и сделала. Но «преимущества» на поверку оказались сомнительными. Особенно в период глобального экономического кризиса. Грузию, однако, чужой пример не смущает. Она по-прежнему держит курс на забвение северной державы, вопреки общим законам притяжения малых объектов большими.
Про желание грузин забыть о России накануне в Лондоне заявил Григол Вашадзе. Глава МИД дословно повторил фразу, сказанную одной из его предшественниц.
Саломэ Зурабишвили в 2006 году, уже перейдя в оппозицию, пояснила французскому изданию L'Express, каким должен быть дальнейший путь Грузии (метафора нашла применение в названии партии, возглавляемой ею).
«Большинство из них (депутатов - ред.) хочет поддерживать с Россией отношения по типичной, давно сложившейся схеме, у них есть свои политические или финансовые интересы. Оздоровление этих отношений должно проходить через некоторое отдаление, я всегда говорю о том, что «нужно забыть о России». А сегодня все происходит как раз наоборот, на ней сосредотачивается все внимание», - заявила она.
Чтобы смягчить излишне резкую фразу, французская грузинка с образованием дипломата добавила: «Я не хочу все время держать Россию на расстоянии. У нее есть своя роль в этом регионе, свои интересы, но она не может вмешиваться во все!».
«Забыть о России» западные политтехнологи советовали не только Грузии.
«Первым правилом демократической борьбы является «забудьте о России». Она уже никак не может влиять на судьбу народов. В то же время озабоченность реакцией России является негативным фактором демократического движения», - настоятельно советовал в 2004 году белорусским оппозиционерам директор Проекта по переходным демократиям, президент американского комитета НАТО Брюс Джексон в интервью пресс-центру оппозиционной «Хартии-97».
Пока Белоруссия игнорировала подобные советы, ее клеймили за диктаторский режим, но у нее был дешевый газ и свободный доступ товаров на обширный российский рынок. Теперь она тоже пытается периодически отворачиваться от Москвы, игнорируя ее интересы. И что имеет взамен? Повышение цен на энергоносители, проблемы со сбытом продукции и так далее.
Как ни хотели грузины проигнорировать Россию, но она все-таки вмешалась, когда они решили покорить Цхинвал, подобно белым янки, покорявшим в свое время земли с индейскими племенами, то есть, уничтожая их цивилизацию подчистую. Но если Вашингтон позволяет себе на другой стороне Земли «защищать иракскую демократию», то почему Москва не может защитить своих сограждан на прилегающей территории, тем более, что в составе России находится республика со второй половиной осетинского народа?
Грузия же мечтает установить свое единоличное феодального типа право на Абхазию и Южную Осетию. И поскольку самой существенной помехой к этому, вслед за народным сопротивлением осетин и абхазов, стала Россия, то о ней, по логике Тбилиси, лучше забыть. Так делает недалекий человек, когда, видя проблему, отказывается ее решать. Так хотят жить дальше и грузины или, по крайней мере, их руководство, судя по словам Вашадзе.
Министр иностранных дел Грузии Григол Вашадзе, когда-то получивший прекрасное образование в Москве, выступая накануне в лондонском Королевском институте международных отношений, заявил, что Грузия могла бы быть лучшим союзником РФ, «но этого пока не получается».
Тбилиси, по его словам, разрабатывает сейчас новую стратегию восстановления территориальной целостности страны, исключительно «мирными средствами».
Он пояснил, что Грузия в первую очередь будет добиватьсявозвращения беженцев в Абхазию и Южную Осетию, передало ИТАР-ТАСС. Трудно считать это «мирной инициативой», если представить, как воевавшие всего год назад между собой народы будут строить бытовые отношения.