При всех стараниях грузинского правительства по диверсификации рынков сбыта, экспортные показатели по вину сейчас в три с лишним раза меньше, чем до российского "эмбарго". При этом назначенцы Саакашвили взяли дурной тон подтасовывать данные статистики. Премьер Ника Гилаури заявил, будто 18 миллионов бутылок, которые Грузия продаст за границу в этом году, - это больше, чем было в 2005 году. Врет министр и не краснеет. Одни только россияне в 2005 году выпили 40 миллионов бутылок грузинского вина. А в целом по СНГ разошлось 60 миллионов бутылок. Это данные тогдашнего министра сельского хозяйства Грузии, который отвечал за экспорт предприятий по переработке.
Помимо откровенных запретов на поставки в Россию, изданных министром экономики Вероникой Кобалия, и очевидной лжи премьера, власти используют в агитации против возвращения на российский рынок и идейную пропаганду. Она заключается в том, что Россия будто бы двести лет "экономически колонизировала" Грузию и навязывала ей "выгодные для метрополии" производства - такие, как выращивание чая и цитрусов, производство вина. "Это значит, что метрополия, с одной стороны, заставляет колонию превратиться в безмолвное место сбыта результатов ее экономики и, с другой стороны, что колония должна быть дешевым производителем тех продуктов, которые нужны метрополии", - так журнал "Табула" объясняет, почему современной Грузии достались в наследство отрасли, не способные существовать без российского рынка. Исходя из этой логики, чтобы покончить с "колонизацией", надо добить виноделие и виноградарство, как добили чаеводство. Конечно, куда лучше производить лягушачьи лапки, плодить крокодилов и выращивать чернику в субтропиках. Чем бы дитя ни тешилось, абы от России не зависело.
Об инвестициях СССР в развитие новых отраслей, в науку, в образование Грузии в этой статье не говорится, ибо такая информация противоречит понятию "колония". А ведь это слово совершенно необоснованно употребляется по отношению к республикам Союза, которые жили гораздо лучше РСФСР и совершили большой рывок в развитии именно благодаря советской власти.
Зато "Табула" рассуждает о современной России, называя ее "плохим торговцем", с которым лучше не иметь дела. И тут же упоминает, что российский рынок занят конкурентами Грузии: "В любом из тех сегментов, которые мы считаем своими, существует множество предложений: чай - индийский, цейлонский, кенийский. Минеральная вода: французская, итальянская, турецкая. Вино - французское, итальянское, испанское, австралийское, чилийское. Цитрусы: из Италии, Греции, Ливии, Испании и т.д. Конкурировать с этими производителями крайне трудно, как в контексте качества, так и цены". Так что же это другие страны мира стремятся на российский рынок, а Грузия спешит объявить его "ненадежным"?
Как отметил в ответе "Табуле" эксперт Гулбаат Рцхиладзе, "все это потому, что в Грузии никаким либерализмом в экономике и не пахнет". "Грузинская власть, живущая в достатке, в российском рынке может и не нуждается, но грузинским бизнесменам, крестьянам этот рынок явно нужен", - заключает он.
Вопрос о возвращении продуктов в Россию явно политизирован. И поэтому невинное желание Онищенко поехать в Грузию и разрушить созданное им же негативное представление обо всей грузинской продукции, скорее всего, натолкнется на противодействие властей. Кое-кто из грузинских блогеров уже написал, что "официальным" такой визит быть не может, так как между двумя странами нет дипломатических отношений. А другой юзер добавил: грузинам после пятилетнего "эмбарго" от Онищенко садиться за один стол с ним не пристало. Да уж, лучше пусть аграрный сектор продолжает разоряться, лишь бы оставаться "независимой" от "метрополии" страной, которая почти полностью сидит на игле продуктового импорта.