Северная Осетия-Алания - республика православная. Однако в последнее время Духовное управление мусульман активизировало работу по подготовке имамов. На этой неделе во владикавказской мечети открылись курсы, на которые приехали 40 человек из всех мусульманских общин республики. Пока православные люди роста численности приверженцев ислама не наблюдают, но все может измениться, когда подготовленные ДУМ имамы выйдут на проповедь.
В Суннитской мечети Владикавказа в течение 10 дней будут обучать будущих имамов, что в переводе с арабского значит "предводителей". Слушателями курсов стали 40 человек из всех мусульманских общин республики, сообщает Духовное управление мусульман Северной Осетии.
Это уже третий поток за последнее время. Первые курсы "повышения квалификации имамов" состоялись в 2009 году, в Соборной мечети села Зильги. Их вели выпускники "авторитетнейших исламских вузов арабских стран". Помимо них, имамам читали лекции специалисты Минюста, Минобразования и Министерства по делам национальностей республики.
С одной стороны, обучение под эгидой муфтията гарантирует, что молодежи, а ее на курсах немало, преподается "правильный" ислам, без радикальных ваххабитских элементов.
С другой стороны, если Осетия подготовит новых имамов, то количество приверженцев ислама в ближайшем будущем там возрастет.
Пока что православные жители республики не замечают исламизации. Как сказал корреспонденту "Большого Кавказа" казачий атаман Харитон Едзиев, казаки не знают, что происходит в мечетях, так как ходят в храмы. "А Бог один. Они молятся, и мы молимся. Лишь бы был мир на нашей земле", - подчеркнул он.
Исследователи полагают, что доля мусульман в североосетинском обществе стабильна. Михаил Рощин, кавказовед из Института Востоковедения РАН, отнес к мусульманам в 2007 году 8-10 процентов населения Северной Осетии, в то время как к православным - около 40 процентов. За десять лет с 1998 года причисляющих себя к православным стало намного меньше, но не за счет перехода в ислам, а за счет обращения в язычество.
В мусульманской общине Рощин отмечал рост числа приверженцев так называемого "чистого ислама", которые в любой момент могут стать воинствующими радикалами.
С другой стороны, террористические акты, организуемые "джихадистами", приводят к отказу североосетинских мусульман от своей религии. Профессор Института политических исследований в Белграде Зоран Милошевич в последней статье, перепечатанной "Русской народной линией", отметил, что после теракта в Беслане число приверженцев ислама в городе уменьшилось вдвое, а по России сократилось на 30 процентов. Кроме того, по данным Милошевича, переходу российских мусульман в православие способствуют смешанные браки с православными женщинами, где дети теряют свою самоидентификацию, называют себя русскими именами и становятся православными. Тенденция христианизации мусульман отмечена белградским экспертом по всему миру, только где-то они становятся протестантами, где-то католиками, а в России православными.
В Северной Осетии, если верить заявлениям "Ассоциации православных экспертов" в связи с прошлогодним скандалом вокруг кадровых решений нового архиепископа Зосимы, идет "новая христианизация российского Кавказа", против которой "злоумышляют" некие силы.
Жители республики подтверждают, что РПЦ усиливает влияние в республике. "Начали преподавать курсы религиоведения, или как они их там обозвали. Книжки, заботливо проверенные членами РПЦ, и разработанные по их сценарию. Что они напреподают нашим детям в школах, и как мы это будем дома расхлёбывать, известно только Всевышнему, - писала на одном из форумов североосетинская мусульманка по имени Елизавета. - Ребёнку преподают историю ислама в трактовке РПЦ. Вот вам и постепенная христианизация. Когда основы ислама лихо разбавят основами православия, человек и разницу не увидит".
Может статься, что курсы имамов организованы как раз для того, чтобы остановить христианизацию, а вовсе не противодействовать радикализации исламской молодежи. "Плоды просвещения" будут видны в ближайшее время.