«Очевидно, что внутриполитическая борьба в Ирана сейчас находится на достаточно высоком уровне. Сторонники Ахмадинежада на парламентских выборах потерпели поражение, но борьба продолжается. Почему сторонники президента проиграли? Это напрямую связано с той сложной экономической ситуацией, в которой сейчас находится Иран. Политические противники президента ИРИ сейчас пытаются увязать с его именем валютную блокаду, финансовые трудности, ряд проваленных социальных проектов. Очевидно, что экономика страны, которая находится в экономической изоляции и давится многоуровневыми международными санкциями, не может давать такие темпы роста, какие были возможны в более благополучных условиях.
Я думаю, что Ахмадинежад достойно ответил на обвинения своих оппонентов. Тем более что срок его полномочий истекает в 2013 году, а на третий срок он не пойдет. Несмотря на международное давление на Иран, страна развивается достаточно успешно, при этом опирается на собственные силы. В этом - большая заслуга самого Махмуда Ахмадинежада, двух сроков его президентского правления. Политика нынешнего президента Ирана и его сторонников принесла плоды, благотворные для Исламской Республики. Сейчас в Иране наступает период переосмысления политики Ахмадинежада, в том числе и внешней политики. Вполне возможно, что иранская политика вскоре будет больше прислушиваться к мнению Соединенных Штатов, стараясь тем самым обезопасить стабильность в Исламской республике и в регионе в целом. Другой вопрос: заинтересованы ли сами США в диалоге с Ираном? Здесь дело не в Ахмадинежаде, не в иранской политике и не в иранской ядерной программе. Дело в том, что Соединенным Штатам обязательно нужен враг. Очевидно, что этот враг выбран в лице Исламской Республики Иран. Мы же помним ситуацию, когда президентом Ирана был относительно умеренный и либеральный Мохаммед Хаттами. Он разработал теорию «диалога цивилизаций» и делал все необходимые шаги навстречу Соединенным Штатам Америки. В итоге агрессивный курс Вашингтона в отношении Тегерана не только не был свернут, но и стал еще более последовательным.
Не нужно драматизировать то, что сейчас происходит в Иране. Это нормальный процесс политического диалога, который проходит по своим меркам и правилам. Его ни в коем случае не нужно мерить западными мерками. У Ахмадинежада и его оппонентов есть существенные разногласия, но также есть и нерушимое согласие по самым важным вопросам. Это вопросы поступательного развития иранского государства и иранской экономики. Различия здесь могут быть только в тактике. Я думаю, что недостатки будут по возможности выправляться и там, где это нужно, линия будет корректироваться. Так было при нынешнем президенте, так будет и при его преемнике.
Если бы состоялся импичмент Ахмадинежаду, он бы привел к досрочным президентским выборам. Если бы были доказаны обвинения в нецелесообразном расходовании государственных средств и неподчинении авторитету аятоллы Али Хаменеи, они бы привели к уголовному преследованию нынешнего президента Ирана. Но я считаю, что этого не будет. Все эти обвинения - это политические эмоциональные всплески наиболее рьяных противников иранского президента. Ахмадинежад - такой же политик, как и все остальные, он, прежде всего, человек. У него, как человека и политика, наверняка были свои ошибки. Но даже его рьяные противники подчеркивают личную честность нынешнего иранского президента, его резкое неприятие коррупции и безусловную непричастность к ней. Противники Ахмадинежада наоборот склонны обвинять в коррупции его предшественников, Мохаммеда Хаттами и Али Акбара Хашеми Рафсанджани. В любом случае, вина Ахмадинежада в экономических проблемах Ирана не доказана. Экономика Ирана - сложный феномен. Там существует собственная форма сдерживаний и противовесов, и далеко не все важные решения в экономической и социальной сферах являются прерогативой президента. Обвинения Ахмадинежада в растрате государственных средств - это, скорее всего, интриги внутри самого меджлиса ИРИ. И я думаю, что дальнейшего продолжения они не получат.