В парламент Сакартвело поступила законодательная инициатива, ставящая крест на возможности проведения массовых акций. Как и в любой другой демократической стране, недовольные политикой властей граждане и в Грузии имеют право выйти на улицу. Но количество ограничений теперь таково, что акции протеста теряют всякий смысл. Правительство решило обезопасить себя на случай новых массовых волнений. Похоже, теперь вдоволь напротестоваться грузинские граждане смогут только в глухом лесу. Все остальные возможности для них закрыты.
Законопроект "О внесении изменений в закон "О собраниях и манифестациях" поступил в парламент. Депутатам, видимо, настолько надоело лицезреть под своими окнами толпы орущих людей, что они решили оградить себя от этого. Как только документ будет принят - а в том, что это произойдет, сомневаться не приходиться - люди с плакатами, пикетирующие вход в здание, окажутся вне закона.
Самое главное новшество, которое предлагают парламентарии, это ограничение на проведение акций у зданий органов государственной власти. Теперь, если оппозиционер подойдет ко входу в парламент ближе, чем на двадцать метров, его немедленно арестуют. То же самое с ним произойдет, если он окажется ближе оговоренного законом к зданиям судов, прокуратуры и полиции. Не советуем собираться также рядом с тюрьмами и военными частями. Ничего не выйдет у устроителей митинга, если они решат организовать встречу на какой-нибудь железнодорожной станции, или, не дай Бог, у аэропорта. Окажутся ко входу ближе, чем на двадцать метров - их ждет суд и тюрьма.
Оппозиционная "восьмерка" ушла в бесконечность
Понятно, почему парламент разработал это ограничение. Депутатам очень хочется приходить на работу и уходить с нее не через черный ход. Однако реальность такова, что перед парадным входом почти всегда находится толпа возмущенных людей. Как правило, народные избранники попадают на работу не без проблем. Их могут оскорбить или обидеть. Депутаты ведь тоже люди - агрессивно настроенные массы портят им настроение на весь день. Когда законопроект примут, проблема решится сама собой. Недобрая толпа будет хоть и не совсем далеко, но хотя бы не у входа. Короче говоря, у власть имущих теперь есть свой коридор для того, чтобы покинуть здание во время акции протеста.
Есть в Грузии такая народная забава - сидеть на рельсах. Недовольна чем-либо группа граждан - садится на железнодорожное полотно, и все, вся страна знает об их требованиях. Железная дорога в условиях Грузии - объект сверхстратегический, поэтому, блокировав движение, можно многого добиться. В былые времена оппозиционеры, в том числе и те, которые ныне сидят в парламенте и принимают законы, ограничивающие свободу собраний, многократно успешно пользовались этим способом быть услышанными. Были даже особые специалисты, которые знали, как правильно перекрыть дорогу. Например, блокировать железнодорожную колею нужно тогда, когда по ней едет электричка или пассажирский состав. Если же едет товарняк, то лучше разбежаться, пока не поздно - состав остановить точно не удастся. В свое время машинистов сильно напрягали бастующие на путях граждане. У них были особые способы борьбы с этим "злом". Сильно разгоняясь, они создавали опасную для жизни митингующих ситуацию. Однако жертв не было. Оппозиционеры, завидев мчащийся на всей скорости состав, немедленно принимали решение провести акцию протеста после того, как проедет поезд. Теперь законопроект в принципе запрещает проведение массовых акций на железной дороге.