«Сегодня я не намерен обсуждать вопрос, кто начал войну, но то, что произошло в августе, не было волей грузинского народа, и конфликт был спровоцирован ошибочными шагами властей. Данное заключение, в отличие от грузинской прессы, в полном объеме было освещено в международных СМИ. Заключение вынесло вердикт не только Саакашвили, но и всему государству», - заявил он.
С этим умозаключением участники встречи спорить не собирались.
Но далее разговор на встрече пошел о путях борьбы с теми, кто воплощает сегодня напортачившее государство. И вот тут оппозиция снова споткнулась о давний спор: ждать выборов или идти на радикальные акции протеста.
Генеральный секретарь «Движения за единую Грузию» Эка Беселия заявила, что пора уже выяснить, кто готовится пойти к Саакашвили, а кто к радикальной борьбе, сообщило GHN.
«Для нас каждая минута важна. Мы должны определиться, что и как должно быть спланировано», - торопила она раскачивающуюся половину осени оппозицию.
Ее полностью поддержала лидер «Демократического движения - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. Она не видит иного выхода для Грузии, кроме как всем «встать вместе и вынудить руководство, чтобы оно поскорее ушло». Она не отказала коллегам в праве выбирать свои пути борьбы. Но задала вопрос: будут ли эффективными другие пути?
Вопрос этот абсолютно не смущает ни представителей движения Зураба Ногаидели «За справедливую Грузию», ни лидера «Альянса за Грузию» Ираклия Аласания, которые хотят участвовать в муниципальных, а когда придет срок - в парламентских и президентских выборах. То, что его позиция в корне отличается от большинства других радикальных партий, он не считает непреодолимым препятствием к объединению.
Можно, в конце концов, провести праймериз, и выбрать одного человека, который, конечно, не будет выражать все оппозиционные мнения сразу, но хотя бы - мнение большинства. Эту идею на встрече в гостинице «Рэдиссон» продвигал лидер «Партии народа» Коба Давиташвили. Он также подчеркнул, что сам - сторонник борьбы на выборах и примет в них участие.
По итогам собрания оппозиция добилась лишь одного - согласия подписать своеобразный «пакт о ненападении» между непарламентскими партиями, чтобы они не критиковали друг друга.
Договориться о методах борьбы не удалось. Правда, решено было создать некий документ, где будут прописаны все позиции и намечен план действий. Но если в устной дискуссии консенсус не был найден, каким таким чудесным образом он родится на бумаге?
Побочным эффектом этой встречи стала... обида журналистов. Всех репортеров, кроме представителей телеканала «Маэстро», организаторы встречи удалили незадолго до ее окончания.
Таким образом они хотели восстановить справедливость: дать право на эксклюзивные кадры в прямом эфире частной телекомпании и лишить этого права те каналы, на которых Гачечиладзе ранее безуспешно добивался права прямых включений с оппозиционных акций.
Вряд ли это будет способствовать популяризации идеи Гачечиладзе. Пока что «отмежевание от Саакашвили» осталось красивой фразой.