В Грузии при Саакашвили была проведена реформа социального обеспечения, в ходе которой отменили почти все льготы, а вместо них внедрили адресная помощь. Она позволила правительству экономить на малоимущих. Для оценки благосостояния семьи применяется 150(!) критериев. Более того, нуждающихся регулярно навещают соцагенты, которые изучают быт получателя пособия до мелочей. Если они заприметят дорогие продукты на столе или недешевую вещь - с господдержкой можно попрощаться. Доказывать, что это дар соседей или родственников, бесполезно. Многодетные семьи очень быстро лишаются пособий, ведь дети подрастают, а значит, уже могут помогать родителям.
Ларису Буракову, автора книги "Почему у Грузии получилось", эта система социальной поддержки восхитила. По ее мнению, столь сложная процедура оценки нищенства с применением компьютера исключает даже малейшую вероятность ошибки. Но, как доказывает практика в Дедоплискаро, с адресатами социальной помощи у Тбилиси далеко не все в порядке.
Для стареющей страны поддержка многодетных семей должна быть приоритетом. На словах это так и есть. В нынешнем году, выступая с обращением к парламенту, президент Михаил Саакашвили заявил, что к 2015 году надеется довести численность населения до пяти миллионов человек. При этом число ныне живущих в Грузии - четыре с половиной миллиона, по данным Грузстата, - явно завышено. Эксперты называют цифры от трех с половиной до четырех миллионов. По оценке директора Института демографии и социологии госуниверситета Илии Автандила Сулаберидзе, в стране живут 3,9 миллиона человек.
Рождаемость, вопреки бравурным заявлениям о бэби-буме, остается низкой, а смертность и эмиграция - высокими. Многие семьи ограничиваются одним ребенком.
Демографы настоятельно рекомендуют властям ввести льготы для многодетных семей и беременных женщин. Ведь нельзя же всерьез рассчитывать, что молодежь будет рожать только ради того, чтобы патриарх Илия Второй окрестил третьего и последующих детей в семье? Он и так уже стал крестным отцом семи тысячам новорожденных.
Но правительство Саакашвили не хочет прислушаться ни к предостережениям экспертов, ни требованиям оппозиции. И дело тут не только в бюджетном дефиците. Просто в Грузии большинство многодетных семей - это азербайджанцы. Если ввести универсальные льготы, то количество мусульман в этой православной стране резко возрастет. Грузия в результате такой этногеографической "экспансии" может измениться до неузнаваемости.
Когда первые грузинские националисты при Звиаде Гамсахурдиа пытались решить вопрос с вымиранием нации, они разработали закон о поддержке именно грузинских семей и попросили не считать это дискриминацией по национальному признаку. "Проживающих в Грузии негрузин эта проблема (депопуляции) не волнует", - объясняли они. Естественно, абхазы и осетины от таких заявлений были не в восторге. Сейчас Саакашвили, уже допустивший ошибку в августе 2008 года и теперь соблазняющий две отколовшиеся республики вернуться под контроль Тбилиси, не может позволить себе ввести такой националистический закон.
Так что надеяться многодетным в Грузии особо не на кого. Такой вот у них тяжкий крест. Хотя почему же тяжкий? Ведь дети - это счастье. Когда они, конечно, не умирают с голоду.