Судя по всему, документ писали те, кто неплохо разбирается в тактике ведения боевых действий. И это немудрено, ведь почти все население республики имеет за плечами военный опыт. Дело в том, что международные посредники снайперскую войну расценивают как "единичные случаи нарушения режима прекращения огня". И это, в общем, не сильно влияет на отношение мирового сообщества, допустим, к Азербайджану. Но на самом деле в результате таких "единичных случаев" гибнет намного больше людей, чем иногда во время настоящих боевых действий. Потому что снайперы стреляют прицельно по конкретным живым мишеням, ставя задачу их убить.
Карабахцы упрекают ОБСЕ в предвзятости. Оказывается, председатель этой организации, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис, потребовал от Карабаха отвести снайперов от линии соприкосновения, как будто только армяне "балуются" прицельной стрельбой по противнику.
Вообще для ОБСЕ "снайперский вопрос" - один из самых сложных применительно к карабахскому конфликту. На многочисленные обращения журналистов по этому поводу посредники всегда отвечают одинаково: говорите с властями ваших стран и требуйте от них отвести военных от линии соприкосновения.
Видимо, чем дальше от границы, тем менее актуальна эта проблема. Например, руководитель политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян настроен оптимистично. В интервью GTimes он рассказал о положительной динамике сокращения числа обстрелов. "Я бы сказал, что за последний месяц-полтора динамика, скорее, положительная, чем отрицательная. С учетом того, что на этой линии фронта стреляют уже два десятилетия, ничего неординарного не происходит. По сравнению с той ситуацией, которая была пару месяцев назад, мы видим, что все сравнительно тихо. Хотя стреляют по несколько десятков раз за сутки, тем не менее особых инцидентов в посленовогодний период отмечено не было", - заявил эксперт.
Линия соприкосновения тянется почти на тысячу километров. Если с карабахской стороны это только безлюдные пространства, то с азербайджанской, на очень небольшом отдалении, расположены населенные пункты. Наш постоянной комментатор в Азербайджане Керим Керимли рассказывает о том, как там живут люди. "Военные часто находятся на расстоянии всего 40-50 метров друг от друга. Они настолько близко друг к другу, что если бы могли без опаски поднимать голову, то отлично бы видели противника", - говорит Керимли.
"Не везде вдоль линии фронта одинаковая ситуация. Но в Физулинском и Агдамском районах есть села, расположенные от линии фронта на расстоянии 200-400 метров. Там печальная картина. Почти в каждом доме повреждения от обстрелов. Сейчас в этих районах строят стену, которая может огородить людей от обстрелов. Может быть, жертв станет меньше", - говорит Керимли.
По его словам, в Азербайджане речь идет о тысячах погибших военных за все годы, прошедшие с тех пор, как закончилась война. Правда, Керимли говорит, что военные, возможно, преувеличивают число жертв собственно на границе, и в это число попадают те, кто погиб от несчастных случаев в других районах страны. Но те не менее снайперская война унесла громадное число жизней азербайджанцев.