МВД Чечни требует заблокировать доступ на сайты "Имам-ТВ" и "Луркоморье" за пропаганду способов самоубийства, изготовления наркотиков, а также распространение материалов экстремистского характера, направленных на возбуждение социальной, расовой и национальной ненависти. Соответствующие материалы уже направлены в прокуратуру Чеченской Республики.
"По словам начальника отдела Центра по противодействию экстремизму МВД по ЧР Рустама Батаева, в ходе проведенного сотрудниками ЦПЭ МВД по ЧР мониторинга на данных ресурсах сети Интернет обнаружены размещенные на них фото-, видео- и текстовые материалы с высказываниями и призывами различных лиц и участников незаконных вооруженных формирований, содержащими экстремистский характер, а также подробно описываются и пропагандируются способы самоубийства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, их прейскурантов и т.д.", - говорится на сайте МВД Чечни.
Как пояснил Батаев, на основании собранных материалов прокуратура обратится в суд, "где будут в последующем приняты соответствующие процессуальные решения". По мнению чеченской полиции, деятельность интернет-ресурсов подпадает под статьи законов "О противодействии экстремистской деятельности", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", а также "Об информации, информационных технологиях и защите информации".
Надо сказать, что в случае с "Имам-ТВ" мера выглядит несколько запоздалой: 5 января на главной странице ресурса, позиционирующего себя как сайт мусульман Кавказа, появилось объявление о том, что интернет-издание "прекращает деятельность в интернет-сети". По всей видимости, чеченские власти теперь добиваются блокирования доступа к архиву. Что касается "Луркоморья", "энциклопедия современной культуры, фольклора и субкультур с точки зрения интеллектуального меньшинства" совсем недавно, 13 ноября прошлого года, была исключена из черного списка сайтов после удаления запрещенного контента. Во время недолгого периода гонений энциклопедия успела "эмигрировать" на домен островов Тонго, откуда и вещает по сей день.
Казалось бы, чеченские силовики затеяли этакий "бой с тенью". От "Имам-ТВ" осталось только имя, а обитающее на островах "Луркоморье" после недавней "амнистии" наверняка уже продумывает сравнительно честные способы и дальше безнаказанно глумиться над Кадыровым. Однако вряд ли МВД позволит себе "холостые выстрелы" в войне, объявленной интернет-ресурсам с непозволительным, на взгляд властей, содержанием. Ведь стоит проиграть сражение, и под угрозой окажется весь победоносный марш цензуры. Здесь же и повод вроде подходящий: на "Имам-ТВ" размещали свои заявления боевики, а юмор "Луркоморья" и впрямь, что называется, на грани фола. Да и опыт борьбы с виртуальными врагами у чеченских силовиков имеется - достаточно вспомнить знаменитую "блокаду" видеохостинга "You Tube" из-за нашумевшего фильма "Невинность мусульман".
Вот только эффект от запретительных мер выходит обратный. Антиисламское видео получило сногсшибательную рекламу и массу незапланированных просмотров в Интернете. Теперь, судя по всему, радостно потирают руки в "Луркоморье". Чеченской полиции впору требовать комиссионные.
Правда, придется делиться с авторами законопроектов, направленных на защиту детей и чувств верующих. Почему-то в последнее время законотворцы чрезвычайно активизировались именно в этих направлениях. Возникает ощущение, что между государством и обществом происходит бытовая ссора, и время от времени со стороны власти звучат восклицания: "Побойся бога!", "Подумай о детях!". Обычно это доводы тех, у кого кончились аргументы. В такие минуты взывать к логике бесполезно, но все же позволим себе напомнить, что в открытом обществе утаивать какую бы то ни было информацию - лишь вызывать к ней нездоровый интерес. Что-то запретить в глобальном пространстве возможно либо в рамках международных договоренностей, либо в условиях искусственной изоляции. По сути, в вопросе с Интернетом надо сделать выбор: либо мы идем по ненавистному многими европейскому пути, либо - по пути Пакистана, Ирана, КНДР, КНР и пр. Так или иначе нам придется мириться или с издержками свободы выражения "Луркоморья", или с навязыванием "невинности мусульман". Никакого третьего варианта здесь не существует.