Армения переживает предвыборный период. Кто бы не оказался успешен в ходе ближайшей парламентской кампании, ему предстоит решать сложные проблемы, стоящие перед страной. С политологом Владимиром Ивановым, мы беседуем об Армении, ее настоящем, будущем, о взаимоотношениях с соседями, об успехах и комплексах.
Политолог Владимир Иванов в Москве сравнительно недавно. Его имя меньше всего может ассоциироваться с Арменией, но тем не менее, эксперт родился и всю свою жизнь прожил в Ереване. Мы взяли у него подробное интервью, чтобы понять, какой эта страна будет завтра. Но начали с ближайших выборов.
-Как проходят выборы в Армении? Тусуется все время одна колода, или можно говорить уже о смене политического поколения?
Откуда нынешняя армянская власть? Верхушка элиты сформировалась в начале карабахского движения, становления независимой государственности и в процессе самого карабахского конфликта. Это люди, у многоих из которых на сегодня, помимо военного, есть и политический опыт. И сегодня, в значительной степени внутриполитический дискурс по-прежнему держится на вопросах, связанных с обеспечением безопасности Армении и Нагорного Карабаха. И вряд ли по итогам этих парламентских выборов произойдет смена повестки дня или тем более, политического поколения. Что касается внутренней повестки дня, то тоже не вижу особых поводов надеяться на большие изменения. Конечно, нельзя исключать,что в новом парламенте мы увидим много новых. Сравнительно молодыхлиц, но говорить об этом, как о приницпиальной смене старого поколения новым сейчас вряд ли представляется возможным.
- В чем основа дискурса между властью и оппозицией? Это дележ ресурсов, властных полномочий, или речь идет о разном мировоззрении, разных представлениях о будущем?
- Думается, что хотя по сути, борьба за парламентские места и является борьбой за властные ресурсы,однако все сводить лишь только к жажде по самому ее обладанию не совсем верно. Ведь и у партий власти, во всяком случае в ряде из них, и у части оппозиции существует и идеологическая разработанная база. У некоторых из них она довольно разнообразна, и тут различия существенные есть не только между властью-оппозицией, но ивнутри самой власти и оппозиции. Так, например, точка зрения лидера Армянским национального Левона Тер-Петросяна по некоторым внешнеполитическим вопросам может сильно отличаться от видения партии «Дашнакцутюн» и мировоззрения у них достаточно разные.
- Что из себя представляет на сегодняшний день армянская оппозиция?
- Существует около 70 зарегистрированных политических партий. Много, но смотря, с кем сравнивать. В Грузии их например, больше 200. Но на самом деле сил, которые в силу своей электоральной поддержки могут принять участие в борьбе, не так много. Немалое число оппозиционных партий входит в Армянский национальный конгресс(АНК). В этой структуре очень много «бывших», тех, кто в свое время занимал важные посты. Как мы видели в 2008 году, АНК был очень влиятельной силой. Но по моим ощущениям, за прошедшие два с половиной года он прилично растерял свой вес. В силу того, что его диалог с властью, оттолкнул от АНК многих, наиболее радикальных его сторонников. Из парламентской оппозиции есть партия "Наследие", со своим достаточно популярным лидером Раффи Ованнисяном. Оппозиционной партией считается сегондня и представленная в парламенте партия "Дашнакцутюн", старейшая политическую организацию в стране, существующую с конца XIX века,где есть целая плеяда довольно ярких и грамотных полииков. В принципе, каждая из них обладает собственным электоратом, и вполне вероятно, что они вновь сумеют преодолеть избирательный барьер, но все таки сейчас я воздержусь от каких-либо прогнозов.
- Теперь давайте поговорим о власти. В общем смысле, что такое в Армении власть для людей, находящихся у власти - бизнес-проект или механизм для того, чтобы сделать страну лучше?