Грузинские виноделы, флиртуя с Геннадием Онищенко, отказались возвращаться на российский рынок. Но как только один предприимчивый дагестанский НИИ подал в Роспатент заявку на регистрацию грузинских винных брендов, Грузпатент забеспокоился и послал в Москву депешу с требованием не "оккупировать" вино. Ведь если сейчас этот институт получит эксклюзивное право на торговые марки, грузины окажутся перед той же проблемой, что и с "Хванчкарой" в США. Там Тбилиси теперь пытается отобрать право на продажу грузинского алкоголя у бизнесмена-импортера Геннадия Дозорцева.
Вообще-то Грузия в российском рынке сбыта для вина уже не нуждается. Это, как мантру, сотни раз повторял президент Михаил Саакашвили, а теперь, в свете переговоров по вступлению России в ВТО, объявили и грузинские виноделы. Ни с каким Онищенко, если верить директорам крупнейших компаний-производителей "Телиани вели", "Бадагони" и "Тбилвино", они в последнее время не общались, вопреки информации российских СМИ. И потом, у них достаточно покупателей в Европе и США, чтобы не связываться с капризной Россией. И не нужны Грузии такие мелкие алкогольные уступки. "Лучше верните целостность страны", - хотят тем самым сказать грузинские виноделы.
Ну не желают грузины поставлять вино в Россию, и ладно. Есть Молдавия, Крым, Абхазия и Северный Кавказ, где растет не менее вкусный виноград. А если уж кому-то хочется именно грузинского вина, так ведь его с позволения Онищенко можно будет ввозить и без участия жителей Сакартвело. Именно так, очевидно, подумал директор ООО "Центральный Кизлярский научно-исследовательский институт винодельческой, пивоваренной, безалкогольной промышленности и напитков" Дмитрий Шевелев. И подал заявку в Роспатент на 10 грузинских брендов - "Киндзмараули", "Хванчкара", "Алазанская долина", "Ахашени", "Цинандали", "Гурджани", "Гареджи", "Мукузани", "Напареули" и "Вазисубани".
Шепелев с прессой своими хитрыми планами не делится. Однако поскольку его НИИ ничего не производит, то логично предположить, что предприниматель готовит почву для эксклюзивного импорта грузинского вина в предчувствие "оттепели" от Онищенко. Тем более что сам Шепелев является советником гендиректора Гильдии поставщиков Кремля и главой представительства Кизлярского коньячного завода в Москве. А его новоявленный институт намерен заниматься сертификацией и контролем качества алкоголя. Это значит, что грузинских подделок на российском рынке больше не будет, за исключением допущенных этим ЦКНИИ.
Глава Моспатента Виктор Чернышев засомневался было, что Шепелеву дадут право на регистрацию вин, привязанных к географическим названиям. "Это все равно что зарегистрировать как товарный знак на коньяк или шампанское", - заявил он изданию "Маркер". Однако ради поставщика Кремля на нормы могут закрыть глаза. "Роспатент и не такое регистрировал", - признал Чернышев.
И вот тут-то тбилисские чиновники и прокололись со своим блефом о том, что не нужен им российский рынок. Грузпатент сегодня направил российскому лицензионному ведомству письмо с требованием не регистрировать грузинские бренды. "Указанные названия имеют грузинское место происхождения и защищены согласно всем международным нормам. Их регистрацию в качестве торговой марки исключает и российское законодательство. Эксклюзивное право производить эти вина имеет только Грузия", - заявил директор Грузпатента Ираклий Гваладзе. По его словам, подобные попытки в России уже были, но Роспатент тогда не дал права производить грузинские вина. Однако сейчас-то НИИ просит о регистрации лишь права распространения и продажи. Причин отказать ему нет никаких!