Уйдет ли Россия из Армении, или оставит ли Армения Россию? В последнее время эта тема стала одной из топовых в армянских экспертных кругах. Наш корреспондент в Армении Аршалуйс Мгдесян анализирует ситуацию.
В последнее время в армянских политических и даже некоторых экспертных кругах участился дискурс о том, что запущен процесс по выдавливанию России из Армении. Чтобы доказать этот тезис, приводятся различные доводы, иногда ссылаются на конспирологические теории и примеры, связанные с предстоящими парламентскими выборами. Мол им Европа (ЕС) уделяет большое внимание, и это может привести к постепенному дрейфу внешнеполитического курса Еревана в сторону Евросоюза.
Некоторые из этих версий, на первый взгляд, могут казаться убедительными, однако это только одна сторона медали, которая не отражает всей полноты картины происходящих в регионе процессов и сложившуюся вокруг Армении политическую конъюнктуру. Чтобы понять суть проблемы, необходимо смотреть на нее шире и копать глубже. Здесь переплетаются такие жизненно важные для Армении факторы, как безопасность, карабахский конфликт, экономика и общественные настроения.
Российский зонтик безопасности
Российское присутствие в Армении в основном носит военно-политический характер, что продиктовано двумя факторами - общая региональная конъюнктура безопасности и глубина военно-стратегического сотрудничества между двумя станами. Что касается первой характеристики, образно говоря, Россия является для Армении "зонтиком безопасности" в конфликтогенном регионе Южного Кавказа, где существуют такие проблемы, как карабахский конфликт с неясной перспективой урегулирования, сухопутная блокада Армении со стороны Турции и полная блокада со стороны Азербайджана.
С этой точки зрения, совсем не случайны такие явления, как военно-стратегические союзные отношения между Арменией и РФ, установленные еще вначале 1990-х годов, тесное военно-политическое партнерство по линии ОДКБ (Армения единственная страна в регионе, которая является членом этой организации), продление в 2010 году срока дислокации российской 102-ой военной базы в армянском городе Гюмри с 25 до 49 лет (там же расположены системы С-300). Излишне даже упоминать о том, что Россия является одной из трех стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ, и российские погранвойска осуществляют контроль над армяно-турецкой границей.
Однако наличие в Армении российской военной базы свидетельствует больше о политическом присутствии России здесь, нежели о военном. С военной точки зрения, база может быть функциональной, если существует общая линия обороны, как это было при СССР. В настоящий момент она оторвана от России, и при возможных политических пертурбациях в регионе могут возникнуть проблемы по ее снабжению, учитывая проблемы в российско-грузинских отношениях после августа 2008 года (кроме того Грузия в 2011 году аннулировала договор с Россией от 2006 года о транзите военных грузов РФ по ее территории в связи с истечением пятилетнего срока его действия), негативное отношение Азербайджана и Турции к этому фактору и обострение ситуации вокруг Ирана.
С другой стороны, не меньше заинтересована в сотрудничестве с Ереваном и Москва, так как Армения - единственная союзная страна в регионе с ясным для Кремля балансирующим между Западом и Россией внешнеполитическим курсом и единственный участник формата ОДКБ. Потерять Армению для России означает потерять весь регион и развязать здесь руки НАТО. В военно-политическом плане Армения и Россия - естественные союзники, и основные импульсы этих союзнических отношений идут из общерегионального антуража безопасности. В обрисованный нами контекст вполне укладывается и заявление армянских властей о готовности обсудить с Россией вопрос размещения на территории страны РЛС. Это, с одной стороны, свидетельство балансирующей внешней политики Армении, а с другой - просто выгодный козырь в руках союзника в разгар переговоров по определению арендой цены РЛС на территории Азербайджана, которую Баку с $7 млн поднял до $300 млн.
Сотрудничество с Европой, как смотрит на это Россия?
Некоторые армянские публицисты в своих ипостасях относительно тезиса выдавливания России из Армении исходят также из того, что в последнее время сотрудничество между Ереваном, Брюсселем и США поставлено на предметную основу и углубляется в различных сферах - оборона, экономика, политика и общественный сектор. А программа ЕС "Восточное партнерство" - единственный интеграционный формат, в котором участвуют все три государства Южного Кавказа.