Генеральная прокуратура Абхазии предъявила вчера официальные обвинения группе подозреваемых в покушении на президента страны Александра Анкваба. Обвинения ждали давно. В обвинительном документе появились имена новых подозреваемых. А наличие одного из фигурантов, что называется, существенно меняет дело.
Анзору Бутба, Алхасу Хутаба и Рамзи Хашигу инкриминируют "посягательство на жизнь государственного деятеля - Президента РА Анкваба А.З., совершенное в целях прекращения его государственной деятельности", сообщается в тексте обвинительного заключения. Также генпрокуратура Абхазии сообщает о том, что в ближайшее время следствие предъявит соответствующие обвинения другим участникам банды, арестованным по данному делу. Их четверо. Далее в тексте обобщено то, что уже и так известно. Например, что только за один год было предпринято четыре попытки убить Александра Анкваба, три из которых не состоялись по неким техническим причинам.
Но самое главное не это. Главное, что 14 мая заочно было предъявлено обвинение еще одному человеку - Павлу Ардзинба, фигуре, которую вполне можно назвать "серым кардиналом" в Абхазии. Генеральная прокуратура утверждает, что он вместе с покончившим жизнь самоубийством бывшим министром внутренних дел Алмасбеем Кчачем организовал преступную группу, поставившую перед собой цель осуществить государственный переворот, убив президента. По версии обвинения, они и были заказчиками. Конечно, в деле пока нет ответов на массу вопросов. Например, какова связь между покушением на Анкваба и планами людей, названных ранее в СМИ "Абхазским джамаатом". Или какая связь между покушениями последнего времени и теми, которые были совершены в 2007 году, ведь двое из арестованных подозреваются и в организации тех самых покушений пятилетней давности, когда нынешний президент был главой правительства.
Читайте также: Покушение на Анкваба: ничего личного, просто бизнес?
Одним словом, "темных пятен" много, но логика привела следствие туда, куда многие и ожидали - к ключевым фигурам "теневого" сектора абхазской политики.
Если отбросить конспирологические версии о внешнем следе, то сразу становится ясно: в Абхазии очень мало способных организовать такое покушение. И очень незначителен круг людей, имеющих столь серьезные интересы. Среди этих людей в любом случае будут фигуры, имеющие огромное непубличное влияние на дела в стране.
Кто такой Павел Ардзинба? В принципе, человек-легенда. Говорили, что он имел громадное влияние на положение дел в стране при первом президенте Владиславе Ардзинба. Одна из важнейших фигур "в семье", в числе однофамильцев первого президента, группа которых после войны оказывала первостепенное влияние на экономику страны. Фактологического материала о деятельности этих людей почти нет, но многие ключевые фигуры оказались жертвами заказных убийств, причем не только в Абхазии, но и за ее пределами. Считается, что после этого Павел Ардзинба стал наиболее мощной фигурой среди "серых кардиналов". В СМИ существует единственное интервью с этим человеком, опубликованное около семи лет назад в одной из абхазских газет. Когда президентом только стал Сергей Багапш, было очень много свидетельств того, что "ардзинбовцы", как их все называют, сделали все возможное, чтобы не допустить его к власти. В это можно поверить, поскольку, главный конкурент ныне уже покойного Багапша, Рауль Хаджимба, тогда был протеже Владислава Ардзинба. Павел Ардзинба был фигурой, которую мало кто видел, но все обсуждали степень его участия в выборных баталиях. Тогда он дал интервью известной абхазской журналистке, представ в нем как вполне обычный, хотя и успешный житель абхазской провинции.
Читайте также: "Имарат Кавказ" зажигает Олимпийский огонь
После прихода Багапша к власти уровень влияния и возможностей однофамильцев первого президента стал заметно ниже, но нельзя сказать, что они понесли существенные убытки. Свою кандидатуру на очередных президентских выборах в 2009 году выдвигал директор государственного предприятия "Абхазское морское пароходство" Заур Ардзинба, руководитель одной из самых успешных в абхазской экономике структур. Он серьезно критиковал власти, однако освободить его от должности, несмотря на сильное желание высшего руководства страны, не удалось.
Теперь игра будет совсем другой. Павел Ардзинба бежал из страны, как и еще двое подозреваемых в покушении на президента. Таким образом, "ардзинбовцы" лишаются остатков своего влияния. Более того, многие предполагают, что их бизнес-структуры будут теперь "под ударом". Соответственно, выстраивается совершенно другая конструкция влияния на экономику страны, в которой уже совсем не будет "тузов" послевоенной Абхазии. Это, разумеется, сильно отразится и на политическом поле страны, которое будет перестраиваться по каким-то другим правилам. Каким, пока не сможет сказать никто, даже сам Анкваб, у которого наверняка есть собственное видение дальнейшего пути страны, в которой он теперь полновластный хозяин.