Говорят, аппетит приходит во время еды. Эта расхожая поговорка вполне применима к поступкам грузинских властей, которые в последнее время руководствуются не столько международным правом, сколько правом сильного.
Береговая охрана Грузии уже неоднократно задерживает морские суда, которые совершают рейсы в Абхазию или по каким-то причинам оказываются в ее территориальных водах. Напомним, что 6 апреля у берегов Грузии был задержан теплоход "В.Успенский" с российским экипажем. По предварительной информации, команду судна, ходившего под флагом Камбоджи, обвинили в нарушении правил судоходства. Теплоход, который следовал из турецкого порта Хопа в Азов, был поставлен на рейд порта Батуми. Позднее после выплаты крупного штрафа, сухогороз вместе с экипажем был отпущен.
После этого инцидента катера грузинской береговой охраны задержали еще несколько судов, среди которых оказались, ходившие под турецким флагом танкеры «Денса Демет», «Карагал» и сухогруз «Нью-Стар-1». Все они совершали рейсы в Абхазию. По грузинским законам побережье и порты Абхазии объявлены закрытой зоной для международного плавания. До последнего времени, суда-нарушители, задержанные грузинскими пограничниками, как правило, отпускали после выплаты крупных штрафов.
Абхазская сторона называла подобные действия грузинских властей незаконными. Директор «Абхазского морского пароходства» Заур Ардзинба даже сравнил грузинских пограничников с сомалийскими пиратами в Аденском заливе.
Однако грузинские власти решили пойти дальше. Если сомалийские пираты удерживают захваченные имени танкеры и сухогрузы до получения выкупа от владельцев судоходных компаний, то грузинские власти решили образцово-показательно наказать турецких судовладельцев конфискацией танкера «Денса Демет». Чтобы другим осуществлять морские перевозки в Абхазию неповадно было.
Однако опытный юрист Михаил Саакашвили решил провести эту рискованную с точки зрения международного права процедуру несколько необычными в судебной практике методами. Задержанный в начале апреля турецкий танкер «Денса Демет», конфискован «по решению районного суда Гудауты и городского суда Гагры, действующих в изгнании». Оба города, как известно, находятся на абхазской территории. В Грузии же действует «правительство Абхазии в изгнании», оспаривающее легитимный статус у абхазских властей, которые, как считают в Тбилиси, де-факто контролируют территорию республики, однако де-юре грузинской Фемидой объявлены вне закона.
Танкер «Денса Демет», возвращавшийся из рейса в Абхазию (сообщалось, что он доставил туда около тысячи тонн бензина), был задержан катерами пограничной службы 5 апреля. Команду обвинили в нарушении правил судоходства и неподчинении требованиям пограничников. Сначала на судно был наложен штраф в 60 тысяч лари (около 35 тысяч долларов). Однако, как мы уже говорили, аппетит приходит во время еды и грузинские власти таким вот хитроумным способом решили пополнить свой торговый флот турецким конфискатом.
В случае решительного демарша со стороны Турции, руководство которой Михаил Саакашвили в ходе своего недавнего визита в Анкару заверял в самых дружеских чувствах, грузинские власти всегда могут сослаться на то, что решение о конфискации танкера «Денса Демет» было принято судебными органами «абхазской автономии в изгнании». Да, мол, ошибочка вышла, господин Эрдаган, и танкер мы вам вернем. Но вы уж сами разберитесь со своими морскими перевозчиками.
Подобные пиратские акции, в восемнадцатом веке называли каперством. Иными словами, английские пираты, захватывавшие испанские суда, получали патент на пиратство у английской королевы, что давало им право разбойничать в Вест-Индии на «законных основаниях».
Михаил Николозович решил модернизировать эту практику. Теперь каперством занимаются катера пограничной береговой охраны Грузии, получившие мандат на разбой от властей «абхазской автономии в изгнании».
Интересная получается коллизия. Особенно в свете проходящих военно-морских учений у грузинских берегов с участием в них американского эсминца и одного из кораблей турецких ВМС.
Промолчит ли Анкара по поводу этого сомнительного решения или же осадит не в меру воинственного соседа. Ведь Грузия создала очень опасный прецедент на Черном море, который может обернуться непредсказуемыми последствиями.