Но МИД Беларуси поспешил исправить ошибочную трактовку своих предостережений. «Во-первых хочу сказать, что несколько озадачен явно избыточной, по нашему убеждению, реакцией отдельных масс-медиа на вчерашние комментарии представителя консульской службы МИД Беларуси по поводу поездок белорусских граждан в Абхазию и Южную Осетию. В Грузии только за последнее время имели место аресты двух белорусских граждан в связи с посещением ими Абхазии и Южной Осетии. Мы что, должны закрывать на это глаза?», - заметил начальник главного консульского управления МИД Андрея Гиро. И подчеркнул, что «белорусская позиция в отношении проблемы Абхазии и Южной Осетии не претерпела каких-либо изменений», передало агентство БЕЛТА.
В парламент Белоруссии еще в прошлом году поступили обращения из Сухума и Цхинвала с просьбой о признании. Так что, рассмотреть эти бумаги законотворцам рано или поздно придется. Вопрос: когда? Из слов Лукашенко следует лишь то, что рассмотрение в парламенте назначено, «по его мнению». Однако в повестке сессии оно пока не запланировано, как отметил источник в Национальном Собрании.
Зато сам президент, изливая заверения в любви и дружбе с Россией, проговорился, почему вопрос Абхазии и Южной Осетии снова стал так актуален. «Европа в последнее время заняла такую позицию: Лукашенко деваться некуда, вот он поэтому и повернулся, видите ли, в сторону Европы, потому что испортились отношения с Россией, поэтому давайте на него посильнее надавим, и он в этой ситуации, когда загнан в угол, примет все наши условия. Начиная там с правами человека, свобода, и так далее и так далее - там несколько десятков этих условий», - цитирует Лукашенко Regnum.
Вопреки чаяниям европейских политиков он подчеркнул: «У нас ни с одной страной нет таких отношений, как с Российской Федерацией. Возьмем любой вопрос, любой: дипломатия, политика, экономика. У нас нет здесь более продвинутых отношений, как с Россией. Мы - самые близкие союзники», - заявил глава Белоруссии. А что касается всяких там «молочных войн» и «кредитных условий» - так эти конфликты возникают «на ровном месте» и «не носят объективного характера».
Похоже, козырнув российской дружбой, Лукашенко решил вновь поднять себе цену в переговорах с Западом. И хотя литовцы попробовали его соблазнить европейскими ценностями, вместо того, чтобы поворачиваться назад к Кремлю, батька твердо заявил: «Мы никуда не поворачиваемся... И у нас четкая линия. Потому, что можно один раз повернуться в одну сторону, второй раз, а на третий шея свернется». И хотя Лукашенко не советует «ни одному политику себя вести подобным образом», кажется, сам именно так и поступает.
Еще весной главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов заявил, что президент Беларуси никогда не признает независимость Абхазии и Южной Осетии. «Я могу охарактеризовать эту позицию достаточно резко: морочить голову, но ничего не делать», - отметил он в интервью «Немецкой волне». По словам политолога, как только окончательное решение будет принято, этот «шаг сразу же станет товаром, который нельзя больше продать».
А вот заместитель директора Института стран СНГ, член Совета по национальной стратегии Владимир Жарихин смотрит на лавирование белорусского лидера более оптимистично. «Подобные заявления Александра Лукашенко связаны с оценкой реальной ситуации в мире, и конечно же действиями президента Венесуэлы Уго Чавеса, признавшего на прошлой неделе независимость Абхазии и Южной Осетии», - рассудил эксперт в интервью корреспонденту ИА ОСинформ. Он также предположил, что «Лукашенко увидел, в том числе и по результатам форума в Ярославле, по результатам встречи российских руководителей с членами клубом «Валдай», что та Россия, которая признала Абхазию и Южной Осетии, не является изгоем в глазах мирового сообщества».