Грузинское правительство не устает гордиться собственными радужными планами на будущий год. Власти закавказской республики решили заткнуть самые позорные дыры в собственном бюджете - те, которые зияют в злополучной социалке.
Но сразу же выяснилось, что декларированные прибавки к пенсиям будут с подвохом. Тревогу забили "Свободные демократы", обнаружившие несоответствие между пенсионным прожектом и конституцией. По мнению оппозиционеров, сотни тысяч грузин подвергнутся дискриминации. Но руководство страны такими аргументами не смутишь: парламентское большинство уже дало свой веский ответ на претензии.
Вокруг проекта бюджета на следующий год уже ходит много лестных для правительства слухов. Мол, социалка благодаря перераспределению средств буквально зацветет и запахнет. По сравнению с нынешним ее положением, при котором процветают безработица и нищета, это было бы просто прекрасно. Конечно, не стоит ожидать быстрых и единовременных улучшений, но в целом увеличение финансирования социальной сферы представляется для Грузии тенденцией крайне насущной и очень позитивной.
"Презентацию" этого бюджетного сектора провела на специальном брифинге пресс-спикер грузинского президента Манана Манджгаладзе. Она пояснила, что в 2012 году пенсионеры и дети в возрасте до пяти лет получат от государства пакеты медицинского страхования. Вряд ли можно считать это обеспечение каким-то особенным достижением, но с точки зрения грузин, которые мало зарабатывают и не имеют возможности платить по всем счетам, такие обещания властей жизненно важны. Другой вопрос - будут ли они исполнены.
"Эти предложения уже направлены правительством Грузии в парламент вместе с законопроектом по бюджету 2012 года, и надеемся, что эти решения будут утверждены законодательным органом"- заявила Манана Манджгаладзе. По ее словам, проект выдачи медицинских страховых полисов и повышения пенсий коснется около половины миллиона грузинских граждан из "самых незащищенных слоев общества".
Читайте также: Грузинские чиновники объедают детей.
Медицинское обслуживание за счет государства будет стоить 15 лари в месяц (это около 9 долларов) на каждого гражданина. За эти деньги счастливые обладатели бесплатных полисов смогут бесплатно сдать анализы и получить консультацию врача, возместить половину стоимости некоторых лекарств и 80 процентов стоимости неотложных дорогостоящих операций, включая химиотерапию и лучевую терапию. Учитывая, что до сих пор "самые незащищенные слои общества" вынуждены самостоятельно решать финансовые проблемы, связанные с состоянием своего здоровья, даже мизерные перемены к лучшему - все равно настоящий прорыв. И в этом плане с Мананой Манджгаладзе нельзя не согласиться.
Но есть и подводные камни. "Этой инициативой власти хотят без каких-либо аргументов разделить пенсионеров и дать пенсионный пакет в размере 140 лари только тем пенсионерам, возраст которых превышает 67 лет. Согласно грузинскому законодательству, для мужчин пенсионный возраст составляет 65, а для женщин - 60 лет. Исходя из этого, притесняется часть пенсионеров", - заявил журналистам представитель "Свободных демократов" Леван Изория.
Он сослался на 14-ю статью грузинской конституции, которая предусматривает принцип равноправия для всех граждан. По словам Изория, в Грузии отсутствует пенсия в ее классическом понимании, поэтому все соответствующие выплаты следует считать государственной помощью, которая, согласно Основному закону республики, должна быть одинаковой для всех грузин пенсионного возраста, а не только после 67 лет.
Читайте также: Мишико - ловец бегущих капиталов.
Однопартиец Изория - Виктор Долидзе - высмеял заявления властей о том, что в следующем году статья пенсионных расходов бюджета увеличится на 88 миллионов лари по сравнению с годом нынешним. Он обратил внимание на другую сторону медали: крошечную прибавку не получат около 240 тысяч пенсионеров труда, свыше 110 тысяч людей с ограниченными возможностями, порядка 30 тысяч пенсионеров, лишившихся кормильца и более 2 тысяч политически репрессированных лиц. По словам оппозиционера, такой масштаб обделения собственных граждан следует считать не иначе как дискриминацией.