Эксперты из среды ученых и правозащитников считают, что проблемы Кавказа - в клановой коррупции, отсутствии гражданского общества и подконтрольности СМИ. Так эти проблемы есть и в других регионах России (достаточно вспомнить станицу Кущевскую), но там не воюют и не организуют теракты. Нельзя забывать, что Кавказ - это еще и регион традиционного внимания западных агентов, финансирующих сепаратистов. А также что часть дотаций тоже попадает боевикам, например, в виде "оброка" с бизнеса, о чем много говорилось в связи с обострением террористической активности в Приэльбрусье прошлой зимой.
В общем, вопрос о том, сколько давать кавказским республикам и как контролировать эти финансовые потоки, остается на повестке дня. И его, уже немного в другом виде, задал Путину преподаватель Пятигорского лингвистического университета Александр Сыроваткин. Он, будучи беженцем из Грузии, пишет диссертацию о межнациональных отношениях. Его семья покинула эту республику в 91-м году, когда там под лозунгом "Грузия для грузин" правил Звиад Гамсахурдиа. Результатом грузинской политики стала потеря автономий, населенных национальными меньшинствами. Так что лозунг "Россия для русских" чреват такими же последствиями. Но и не обращать внимания на замашки приезжих в преимущественно русских регионах тоже невозможно. Особенно эта проблема актуальна для Ставропольского края, оставленного в составе Северо-Кавказского федерального округа наряду с национальными республиками.
"Местное население очень раздражает вызывающее поведение приезжающих, их нежелание выполнять законы местные, бравирование оружием личным, а также демонстрация своего финансового превосходства, что, кстати, позволяет жителям Ставропольского края говорить о несправедливом распределении средств среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Даже появилось такое расхожее мнение, что приезжие хотят жить не вместе с нами, а вместо нас", - изложил суть проблемы Сыроваткин и спросил, будет ли власть что-то менять или подождет, пока вспыхнет настоящий межнациональный конфликт?
К сожалению, ответа по существу ни он, ни другие жители Ставрополья не услышали. Путин сослался на Европу с африканскими и арабскими мигрантами, где происходит "практически то же самое", за исключением того, что там не вписываются в общую среду иностранцы, а у нас граждане России из республик Кавказа. "Мы не можем ущемлять их в правах", - объяснил премьер.
Ну и не надо никого ущемлять. Достаточно приравнять чеченцев, ингушей, дагестанцев, кабардинцев и остальных жителей Северного Кавказа к россиянам. Кто может объяснить, почему, к примеру, тарифы на воду, газ, электричество в национальных республиках почти в два раза ниже, чем на Ставрополье, хотя они находятся в одном федеральном округе? Крайне несправедливо, когда жители "бедных" республик массово скупают жилье на Кавказских Минеральных водах, а ставропольцы, чтобы заработать на квартиру, вынуждены ехать в Москву или на нефтеносный Север. Неужели власти не замечают миграции русского населения с Кавказа?
Увы, премьер, заявив, что "конфликты нам не нужны", не придумал ничего лучше, кроме как ужесточить требования к регистрации по месту жительства. "Речь, прежде всего, идет об ограничениях, связанных с инфраструктурой и с тем, что люди, которые приезжают из одних регионов жить, учиться и работать в другие регионы, часто сами попадают в достаточно сложную ситуацию", - пояснил Путин. Как это сгладит финансовое неравенство между ставропольцами и жителями других республик СКФО, как разоружит кавказцев и воспитает уважение к национальному большинству в России, осталось непонятным.
Свой рецепт разрешения межнациональных разногласий на прямой линии предложил член Совета Федерации от Чечни Асламбек Аслаханов. "Может быть, есть смысл восстановить все-таки, воссоздать Министерство по делам национальностей, которое серьезно, на профессиональном уровне занималось бы этими вопросами", - сказал он. Путин обещал подумать. Но еще одна, помимо Минрегиона, бюрократическая структура вряд ли решит межнациональные проблемы, корень которых лежит в экономической и правоохранительной плоскостях. А заниматься воспитанием толерантности может, к примеру, Минобразования. Дело-то не в количестве госслужащих, занятых "кавказским вопросом", а в качестве их работы, которое, судя по нарастанию проблем в СКФО, оставляет желать лучшего. И еще в приоритетах, которые будущий президент должен расставить так, чтобы и сохранить и Кавказ, и русских в СКФО.