По плану полпреда Александра Хлопонина, после возведения новых курортов и реставрации старых Северный Кавказ будет посещать по два с половиной миллиона туристов в год. Планка высокая с учетом нынешних показателей. И все же туристический поток не иссяк. К примеру, дагестанские пляжи и горы в прошедшем году стали местом отдыха для 225 тысяч человек, половина из которых были гостями республики.
На Кавказ пока что едут, как правило, любители дикой природы, которых в нашей стране немного. Экотурклуб "Нейтрино" проводит свои маршруты в трёх регионах, специализируется на конных и горнопешеходных маршрутах по Северному Кавказу. "В этом году стабилизируется обстановка в регионе и мы уверенно приглашаем в горы Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии! Маршруты проводят гид и местный инструктор по горному туризму", - рассказала GTimes директор клуба Татьяна Волкова.
"До 90-х годов Кабардино-Балкария была кузницей горных инструкторов и альпинистов, а Нальчик был всесоюзной здравницей! Перестройка не отменила кавказский обычай - знать кто к кому приехал и куда идёт в горах, с горами не шутят. Местные профессиональные инструктора отвечают за безопасность туристов и местные жители все заинтересованы, чтобы туристы уехали переполненные самыми лучшими впечатлениями и ….не на долго! Обычно весь посёлок, а везде живут спасатели МЧС, егеря, животноводы, другие инструктора переживают за успех путешествия и всегда в курсе событий, готовы помочь," - отмечает собеседница GTimes
Зимой туристов от клуба немного – несколько десятков. С охотой в Дагестан и Приэльбрусье едут в основном жители южных регионов России – Ростовской и Астраханской областей, Ставрополья. Те, кто живет в средней полосе, в Москве – ориентируются по новостям СМИ, и поэтому отдыхать на Северном Кавказе боятся.
К программе развития северокавказских курортов у Татьяны Волковой двойственное отношение.
На ее взгляд, приход цивилизации в дикие уголки повредит притягательности этих мест. Ну, какие, например, могут быть прогулки на лошадях, если подъезды к горнолыжным комплексам будут заасфальтированы? Как услышать тишину каменных исполинов, когда вокруг гудят моторы? И какой же это горный отдых, если туристы просто будут сидеть в комфортабельных отелях, как это уже бывает в Архызе?
Кстати, опасения по поводу строительства новых курортов высказывают и местные жители. Ингуш Магомет Барахоев отмечает, что вместе с доходами от турбизнеса республика получит новые проблемы по утилизации канализационных стоков и мусора, природа будет затравлена выхлопными газами потоков автобусов и обезображена вырубками и столбами для телефонных и электрических проводов. К тому же туристы принесут с собой все социальные пороки больших городов.
Но значит ли это, что от развития курортов следует отказаться? Татьяна Волкова полагает, нужно лишь более мудро использовать финансовые возможности. Туризм должен развиваться вместе с сельским хозяйством, местным производством и образованием. Можно открыть больше меленьких гостиниц с удобствами для туристов, реконструировать турбазы Чегем и Башиль в Верхнем Чегеме, привести в порядок города-курорты Нальчик, Владикавказ и других, повысить уровень санаторно-курортного лечения, вести реконструкцию и строительство по новым экологическим технологиям.