Делом Кавказского заповедника занялась адыгейская прокуратура. Руководство республики по понятным причинам не комментирует это происшествие. Но за премьером прочно закрепились прозвища "племянник" и "налоговик - охотник". Под этими прозвищами адыгейский премьер фигурирует в ряде местных СМИ, считающихся в республике оппозиционными.
По словам Тхакушинова, оппозиции как таковой в республике нет. "Наша оппозиция - это люди, которые просто хотят хорошо жить, но при этом не работать, так что нельзя назвать их настоящей, конструктивной оппозицией", - сказал глава Адыгеи во время инаугурации. Между тем очень многие адыгейские СМИ давно не хотят довольствоваться официальной информацией. На их страницах отводится немало места для нелестных отзывов по части Кумпилова и его окружения.
К примеру, информационно-аналитическое агентство NatPress. Аслан Шаззо, главный редактор агентства, в интервью GTimes сказал следующее: "Нельзя сказать, что Кумпилов такой уж коррупционер по природе. Он столь же коррумпирован, сколько и остальное наше общество. Во многом его коррупционерские замашки подогреваются работой на посту премьера. Система коррупции стандартна для многих регионов России: распил - откат. Из федерального центра приходят деньги на какой-то проект. Кумпилов делает, что ему говорят, но при этом откусывает для себя из федеральных денег довольно внушительные суммы. В итоге страдает Республика, страдают люди. Наглядный пример: в Адыгее работает программа капитального ремонта многоквартирных домов. На работу фирм-строителей жители домов устали жаловаться. Заняты капитальным ремонтом две фирмы. Одна из них принадлежит Мурату Кумпилову, другая - мэру Майкопа Черниченко. Сведения эти ходят, но доказать их, я думаю, мало кто позволит".
NatPress недавно опубликовали материал адыгейского журналиста, посвященный борьбе за президентское кресло. Он так и назывался - "Гонка к престолу или Наследство на власть". Про автора в редакции сказали, что он "оппозиционер и явно писал под псевдонимом". Про материал сообщили, что "каждый читатель найдет в статье то, ради чего ее стоило прочитать".
Согласно статье, племянник-премьер в любой момент может "съесть" дядю-президента и занять его кресло. Кумпилов надеялся на то, что дорогу к лидерству ему расчистят возрастные болезни Тхакушинова, в частности проблемы с сердцем. Глава Адыгеи лечился в Краснодаре и в германском Фрайбурге. Известие о Фрайбурге, по словам журналиста, внушило в Кумпилова оптимизм. В конце декабря 2010 года в тамошней клинике умер еще один адыг - Мурат Ахеджак. Он был вице-губернатором Кубани. Возможно, Кумпилов надеялся, что дядя может разделить участь Ахеджака.
Этого не случилось. Аслан Тхакушинов сейчас находится в прекрасной форме. Но, по словам автора статьи, Кумпилов не пал духом. "Для достижения заветной цели он использует все: шантаж, угрозы, подкуп, а где надо - заигрывает с нужными людьми, общественными движениями, как, скажем, с Адыгэ Хасэ, чтобы использовать и этот рычаг. Надо сказать, успешно, ныне власть и Хасэ живут душа в душу, полное взаимопонимание".
Глава пресс-службы президента Адыгеи Ильяс Беданоков в беседе с GTimes сказал, что назначение Кумпилова премьером - вопрос вероятности и не более того. "Прежнее правительство отправлено в отставку. Гадать о том, кто будет главой нового правительства, не стоит. Вполне возможно, что этим человеком станет Мурат Кумпилов".