Минюст намерен отвести для публичных религиозных церемоний храмы с принадлежащими им территориями, места паломничества, кладбища, крематории и жилые помещения. В иных случаях богослужебные обряды предлагается проводить по согласованию с местными властями "в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций". Если поправки будут приняты, мусульманам, живущим в Москве, может потребоваться согласовывать даже пятничные намазы, так как мечети давно уже не вмещают всех желающих совершить молитву. Таким образом, каждый пятничный молебен в столице, с точки зрения бюрократии, окажется приравнен к митингу.
По мнению исламского философа Гейдара Джемаля, отождествление мусульманского сообщества с протестным движением происходит не случайно. В интервью "Большому Кавказу" лидер Интернационального союза, председатель Исламского комитета России размышляет о рациональных и иррациональных мотивах поведения властей, а также предрекает обновление страны через "масштабную встряску".
- Гейдар Джахидович, можно ли ожидать всплеска недовольства мусульман - в первую очередь в Москве - в случае принятия закона?
- Не думаю. У мусульман всего два праздника, собирающих десятки тысяч верующих. Наверняка в эти дни согласование будет получено без проблем. Но практическая сторона в этом вопросе - не главное. Принятие подобных законов влияет на политический климат, обозначает тренд - направление, в котором работают мозги у власть имущих. Это важнее, чем конкретное столкновение или спор по поводу массового моления или митинга. Политическая атмосфера определяет качество нашей моральной, духовной, идеологической жизни. И с каждым таким новым законом растет пропасть между "верхом" и "низом", высвечивается непонимание, существующее между этими полюсами.
- Формулировка законопроекта показалась Вам некорректной?
- С одной стороны, она некорректна, а с другой - выдает неосознанную апелляцию власти к более глубокому слою реальности. На инстинктивном уровне власть понимает, что ислам - это и есть протестное движение, но в высшем, метафизическом смысле. Ислам - это борьба против бездуховности, сатанизированного, инфернального общества с его глубокой аморальностью. С его культом денег и разврата. Власти чувствуют, что ислам - это и есть подлинный протест, особенно ислам в политических формах. Поэтому параллель в законопроекте не случайна, она интуитивна. О борьбе власти с исламом Всевышний в Коране говорит: вы установили во всех селениях правителями преступников, чтобы они интриговали во имя своей власти, но в конечном счете они интригуют против самих себя, хотя пока этого и не знают. То есть правители - это преступники, а ислам - это откровение бога через пророков единобожия, последним из которых был наш пророк Мухаммад, ниспосланное для того, чтобы противостоять этим преступникам, управляющим человеческим стадом, безропотно им повинующимся. Каждый намаз - это протестное выступление против несправедливости, против рабства, воров, грабителей, эксплуататоров. Каждый намаз, обращенный к нашему Всевышнему, нашему Творцу, - это акт протеста. Так что, с одной стороны, инициатива властей выглядит глупо, с другой - в ней есть тайный смысл. Власть не так глупа, как кажется, она понимает, что ее ждет суд. Поэтому некоторая закономерность в их подходе прослеживается.
- И все же, чего здесь больше: рациональности или иррациональности?
- Знаете, когда бог хочет наказать, он лишает разума. Проведение Всевышнего заключается в том, что он парадоксальным образом заставляет правителей, издавая подобные указы, законы, самим раскрывать свою изнанку, свою сущность. Собственной законотворческой деятельностью они пишут на себя материалы дела. В этом есть высшая гармония. Если внимательно посмотреть, то в России, по сути, принимаются антиконституционные законы, потому что, согласно Конституции, наше государство имеет социальный характер, и у нас не могут приниматься законы, ухудшающие положение граждан. Возьмите любую сферу - ЖКХ, пенсии, что угодно - каждая законодательная инициатива делает положение граждан только хуже. Но пусть пишут - рано или поздно Россия все равно встанет с колен.
- Можно подробнее: по какому сценарию будет происходить этот "подъем с колен"?
- В Евразии резко ухудшилась политическая ситуация. Регион стремительно катится к третьей мировой войне, поскольку существует целый комплекс противоречий между группами сил, стран и векторов. Допустим, Китай находится в принципиальном конфликте с Индией, Вьетнамом, Японией. Есть также некоторые противоречия между Китаем и исламским миром. Россию тоже стремятся оторвать от Китая, чтобы разыграть ее как карту. В конечном счете все это приведет к печальным последствиям - к большой масштабной войне. А в России всегда происходит социальное преображение, когда создается крайняя ситуация, и она вступает в открытую военную конфронтацию с внешним миром. Наполеон "разбудил" декабристов, Крымская война потребовала немедленных реформ и отмены крепостного права. Японская война привела к революции 1905 года, а Первая мировая - к Октябрьской. Я считаю, что в нынешних условиях сложная ситуация будет использована, чтобы перехватить власть у "верхов" и восстановить причастность народа к управлению собственной историей и своей жизнью.
Никакие выборы и другие процедуры ничего не изменят, потому что все это игры, рычаги управления которыми находятся в руках так называемых элит. А они никому не позволят бросить вызов их бесконтрольному владению ресурсами, судьбами, деньгами. Поэтому все эти реформы, модернизации не имеют никакой перспективы в рамках привычной нам ежедневной практики, этой обыденщины. Только встряска - масштабного плана, требующая колоссального напряжения человеческого ресурса на грани выживания, - приводит к тому, что происходит слом: сносится проштрафившаяся преступная верхушка и начинается мощное обновление. Правда, иногда "верхи" успевают предвосхитить события, как это было в случае с Александром II, который сменил проигравшего Крымскую войну Николая Палкина (Николая I - прим. ред.) и провел реформы. Если же этого не случается, "низы" все сметают и устраивают мир по-своему.