Уже четыре с половиной месяца причал сухумского порта украшает собой стометровая турецкая посудина под названием Hakki Cilioglu. Здесь же обитают пять членов экипажа, которых бросила на произвол судьбы компания-судовладелец. Судно, которое решительно некуда девать, оказалось в центре уже не только хозяйственных, но и политических разборок. GTimes удалось попасть на борт корабля и поговорить с моряками.
Судно стоит с высоко поднятым килем - свидетельство того, что нет топлива, и объект водоизмещением 6300 тонн никуда отсюда не уплывет. А приплыл турецкий корабль под панамским флагом в Сухум уже давно, еще в октябре прошлого года. Но знакомство с Абхазией для его команды, в которой ныне осталось только пять человек, началось еще в мае прошлого года. Тогда команду, к тому времени не получавшую зарплаты уже в течение трех месяцев, убедили плыть в Абхазию, чтобы подзаработать на доставке песка и гравия из Абхазии в Сочи, на олимпийскую стройку. Команда, разумеется, согласилась. Но контракт не состоялся, а судно, груженое 700 тоннами металлолома для отправки в Турцию, встало на рейде Пицунды, где простояло все прошлое лето и часть осени.
В советские годы причал сухумского порта украшали круизные лайнеры, теперь же украшают турецкие сухогрузы. Сухумчане, гуляющие по причалу в сторону расположенного на его носу популярного ресторана «Апра», уже привыкли видеть громадное судно. На нем живут люди. Именно живут, а не плавают. Формально судно находится за пределами территории Абхазии, а на практике его охраняют два пограничника, которые, к нашей удаче, обедали в тот момент, когда мы попросили пустить нас на корабль. Если бы пограничники были тут, у нас вряд ли получилось бы поговорить с командой.
Проскочить на борт совсем не трудно. Команда - четверо граждан Грузии и капитан корабля, гражданин Азербайджана - живет на судне целый год. С тех пор как вышли в плавание из Турции.
Когда мы приехали, еды на судне не было. При нас морякам принесли яйца, хлеб, еще какую-то пищу. "Вот старые макароны у нас лежат. Когда вообще ничего не остается, питаемся ими" - говорит один из членов команды.
Как выглядят деньги, на судне давно забыли. Содержит команду Абхазское морское пароходство, каждый день от начальника сухумского порта передают питание, но в дефиците все - средства гигиены, вода, одежда...
К сухумскому порту судно причалило в октябре 2011 года, а до того - почти полгода провело в море у Пицунды. Что происходило с кораблем, начиная с февраля прошлого года, до конца не ясно. Моряки охотно согласились разговаривать с нами, и даже сварили нам кофе. Старший механик Георгий Сапанадзе рассказал об интересных деталях всей этой истории. С По его словам, команда была уверена, что направляется в грузинский порт Поти, но потом людям сообщили, что курс изменился и судно оказалось на рейде у абхазского порта Очамчира. "Мы удивились, оказавшись в Абхазии. Тем более, знаем, что существуют проблемы, связанные с тем, что в Грузии против, чтобы корабли сюда ходили. Но нам сказали, что есть хорошая работа - перевозить песок и гравий из Абхазии в Сочи. Мы согласились работать", - говорят моряки.
Дальше события развивались еще интереснее. Моряки, ожидая старта работ, стояли у Пицунды, но возить инертные материалы в Сочи так и не начали. Они это связывают со смертью тогдашнего президента Абхазии Сергея Багапша. "Начались какие-то перетрубации, связанные с тем, что в Абхазии поменялась власть. Нас кормили завтраками, что скоро начнем работать, но потом стало ясно, что ничего не получится", - говорят моряки.
При этом на судно загрузили 700 тонн металлолома, который планировалось вывезти в Турцию. Ясно, что команда имела планы вернуться в Турцию после того, как не получилось работать у абхазского побережья. У этого металлолома явно есть абхазский владелец, который тоже рассчитывал заработать. Моряки говорят, в Пицунде был большой конфликт с хозяином этого металлолома.