Ну, а раз медицинская помощь теперь предоставляется только платно, то никто без особой необходимости за ней не обращается. Именно поэтому в Грузии от гриппа умирает так много людей, в том числе беременные женщины. Им просто тяжело платить - не то что за лечение, но и за первичный прием у врача, который стоит 20-25 лари при пенсии в 80 лари. Самый высокий процент смертей приносят онкологические заболевания. На втором месте - высокое артериальное давление. По мнению экспертов, восемь из десяти смертельных исходов при этих заболеваниях можно было бы избежать, если бы Грузия использовала специальные скрининг-программы для диагностики на ранних стадиях.
Докторам, кстати, тоже нелегко. До Саакашвили к официальной мизерной зарплате они прибавляли карманные гонорары. Сейчас за их получение можно сесть в тюрьму на несколько лет, а официальный оклад в среднем составляет всего 300 лари. Хорошо, если главврач справедливо распределяет доходы от лечения и операций, оплачиваемых страховыми компаниями, но зачастую он сам снимает сливки, начисляя подчиненным копеечные премии. А ведь врач в свое образование вложил немалые средства, потому что правительственные гранты на бесплатное обучение даются только избранным. По данным президента Союза молодых медиков Зураба Бараташвили, последняя ступень в медицинском образовании - ординатура - большинству студентов вообще не доступна из-за дороговизны. В лучшем случае они едут доучиваться за границу, в худшем - лечат как могут.
В выигрыше от либерализации сферы здравоохранения остались только бизнесмены - страховщики и владельцы аптечных сетей. Первые зачастую весьма недобросовестно выплачивают положенное. Вторые в отсутствие антимонопольной службы так задрали цены, что это вызвало протесты оппозиции. Вопрос о стопроцентном повышении цен рассматривался правительством, но так и не был решен. Тем временем некоторые фармацевтические компании устремились и на страховой рынок, что позволяет им вытягивать из тощих грузинских кошельков последние крохи.
Теперь выясняется, что лекарства, которыми торгуют грузинские аптеки, не только самые дорогие на постсоветском пространстве, но еще и очень опасные. Как заявила накануне христиан-демократам руководитель неправительственной организации "Единство за общественное развитие" Тинатин Турдзеладзе, 80 процентов отечественного рынка занимают препараты, произведенные в странах Прибалтики. А они запрещены в странах ЕС.
Сейчас Грузия направляет Японии гуманитарную помощь, в которой будет и фармакологическая продукция. Отравленным радиацией японцам, конечно, уже не страшны токсичные прибалтийские лекарства, но надо же и совесть иметь. Однажды кавказская республика уже помогла Киргизии медицинскими препаратами: там долго ругались, что половина из них просрочена, а грузинский Минздрав безуспешно оправдывался.
Кроме запрещенных лекарств в Грузии много фальшивых препаратов. Для защиты от них Урушадзе с начала года ввел систему отпуска некоторых препаратов только по рецептам. Но это вынуждает больных обязательно посещать врача, а значит, выкладывать за лечение лишние деньги. Если они, конечно есть. А если нет - ложись да помирай.
По грузинскому телевидению обо всех этих проблемах не говорят. Там показывают, как Михаил Саакашвили в начале марта открыл современный лечебно-диагностический медицинский центр академика Давида Татишвили, или как прекрасно лечат зубы в тюрьмах, или как самородок Доментий Гагнидзе изобрел зелье от рака. А завтра покажут, как посол США Джон Бас откроет в Тбилиси Центральную реферальную лабораторию общественного здравоохранения. Только забудут пояснить, что в подобных учреждениях не столько лечат людей, сколько проводят биологические и химические опыты, в том числе по программам создания бактериологического оружия. Нельзя же в самом деле думать, что какого-то американского дядечку всерьез волнует здоровье грузинских граждан, за исключением разве что гаранта антироссийского курса Михаила Саакашвили.